Posted 14 октября 2014,, 12:09

Published 14 октября 2014,, 12:09

Modified 31 марта, 11:08

Updated 31 марта, 11:08

"Трансаэро" пытается вылететь из долговой ямы

14 октября 2014, 12:09
У второго по величине авиаперевозчика страны возникли серьезные сложности с обслуживанием долгов. Эксперты не уверены, что компания сможет справиться со своими проблемами самостоятельно.

Компания "Трансаэро" за последние несколько лет успешно увеличивала объемы бизнеса, заказывая новые самолеты и открывая рейсы в разные города и страны. Теперь она столкнулась с острой проблемой рефинансирования кредитов. Сначала ей не удалось договориться с банками, а потом, судя по всему, не получилось убедить государство оказать финансовую поддержку. Впрочем, руководство авиаперевозчика уверяет, что все в порядке: компромиссы достигнуты, и все проблемы компания может решить сама.

А пока этого не произошло, "Трансаэро" резко сократило число рейсов и приняло решение уйти из аэропорта "Шереметьево", куда еще недавно с трудом попало. Кроме того, по информации СМИ, перевозчик собирается на 10-15% поднять все свои тарифы уже под Новый год.

"Бурный рост обошелся компании недешево. "Трансаэро" активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика", - рассказал "Ленте.ру" аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко.

Директор компании "Инфомост" Борис Рыбак согласен, что "Трансаэро" находится в очень непростом экономическом положении: "В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели - у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит".

В "Трансаэро", наоборот, считают, что нынешние проблемы не связаны с ошибками руководства компании. Еще 9 сентября генеральный директор Ольга Плешакова обратилась в правительство с просьбой рассмотреть возможность господдержки "Трансаэро". Причина, по которой компания вдруг стала испытывать сложности, была названа необычная: ограничение со стороны Украины летать в ее воздушном пространстве. Это, по словам Плешаковой, привело к ущербу в размере свыше $3 млн ежемесячно. Упомянув про Украину, Плешакова добавила, что, оставшись без государственной помощи, компания может прекратить свою деятельность.

Эксперты удивились такой просьбе частной компании. По их мнению, ситуация на Украине не могла привести к серьезным изменениям в работе "Трансаэро". С учетом общего объема перевозок отмена транзитных рейсов через Украину едва ли сильно осложнила ее финансовое положение.

"Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией. На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис", – подчеркнул "Ленте.ру" президент исследовательского центра "Политическая Аналитика" Михаил Тульский.

Судя по всему, правительство оценило ситуацию примерно так же. 9 октября вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что в целом в российской авиационной отрасли ситуация неплохая, но "есть вопрос накопленных долгов в период высоких процентных ставок". 30 сентября помощник президента России Андрей Белоусов сообщил: "Что касается "Трансаэро", то я знаю достаточно хорошо финансово-экономическое положение этой компании. Там есть свои сложности. Но там ничего критического, с моей точки зрения, нет. Если менеджмент будет вести себя достаточно ответственно, то ничего похожего на какие-то сложности и дефолт - там этого просто не будет".

То есть в поддержке государства авиаперевозчику, судя по всему, отказали. И руководство компании сразу поменяло свою риторику. На инвестфоруме "Россия, вперед!" Плешакова уже говорила, что "Трансаэро" вовсе не обращалось за помощью к государству. В пресс-службе авиакомпании подчеркнули, что в конце сентября направили письмо министру транспорта РФ - но не с просьбой о помощи, а с признанием, что компания не испытывает нужды в государственных гарантиях. В недавнем интервью "Ведомостям" Плешакова тоже сказала, что компания в переговорах с банками пришла к "положительным результатам" и официально уведомила Минтранс, что не нуждается в госгарантиях.

Однако опрошенные изданием Regnum аналитики не уверены, что компания сможет справиться со своими проблемами самостоятельно. А эксперт RMG Ксения Арутюнова, анализируя финансовое положение компании по итогам 2013 года, отмечала, что соотношение долга к EBITDA у "Трансаэро" составляет 5,9, что в два раза превышает комфортный уровень для любого бизнеса. Немногим меньше оказались показатели у "ЮТэйр" и Air France - 5, в то же время у "Аэрофлота" соотношение долг/EBITDA не превышает 3, а у Delta, Lufthansa и Ryanair составляет менее 2.

Андрей Михайлов