Posted 17 декабря 2014,, 09:21

Published 17 декабря 2014,, 09:21

Modified 31 марта, 10:11

Updated 31 марта, 10:11

СМИ: Первыми жертвами девальвации станут строительство, туризм и авиация

17 декабря 2014, 09:21

МОСКВА, 17 декабря. Слабеющий рубль уже бьет по прибылям российских компаний, которые ориентированы на импорт или несут издержки в валюте.

Легче всего пока производителям продуктов питания, - они ищут поставщиков в России и маркируют российские товары как «эконом-класс». В то же время авиакомпании, туроператоры и продавцы машин пока считают, как девальвация влияет на их ценники. А вот строители, у которых валютных обязательств нет, готовы остановить работу: банки, лишенные дешевых средств из-за рубежа, поднимают проценты по кредитам для них и ставки по ипотеке для частных заемщиков, сообщает РБК.

Девелоперы не сильно зависят от колебаний курса рубля, но по ним бьет недавнее решение Банка России поднять учетную ставку с 10,5% до 17%. Причем удар получился двойной: растет стоимость кредитов в банках и дорожает ипотека для покупателей жилья в новостройках.

Решение регулятора фактически не только ставит крест на рынке ипотечного кредитования, но и может привести к массовому банкротству физических и юридических лиц, указывает президент и совладелец группы «Мортон» Александр Ручьев. «Резкое повышение ставки ЦБ – это крайне недальновидный и пагубный шаг не только для рынка жилья, но и для всей экономики в целом, - считает бизнесмен. - Несмотря на то, что рынок жилья эконом-класса выживет даже в таких условиях, значительного роста стоимости «квадрата» не избежать».

В туристической отрасли дела обстоят не лучше. Бронирование туров в понедельник и вторник практически полностью прекратилось, констатирует директор по маркетингу сети турагентств «Горячие туры» Сергей Казаков. По его словам, были лишь единичные продажи так называемых last minute туров, когда до выезда остаются 2-3 дня.

Продажи встали, и, когда восстановятся, непонятно, подтверждает генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. Любой прогноз, что будет с туротраслью в январе, сейчас будет гаданием на кофейной гуще, подчеркивает он. Готовы ли граждане выезжать на отдых за рубеж, станет ясно в феврале, когда появится статистика по весеннему бронированию туров.

Девальвация повлияет и на перераспределение расходов авиаперевозчиков. Стоимость лизинговых платежей, которые сейчас составляют 5-10% затрат компаний, вырастет в разы, при этом стоимость топлива, на которое приходится 30% затрат перевозчиков, не снизилась (даже при падающей цене на нефть). Девальвация также повлияет на сокращение спроса на авиационные перевозки, так как сейчас полеты за рубеж становятся предметом роскоши и на них надо копить, говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.