Posted 1 ноября 2015,, 12:57

Published 1 ноября 2015,, 12:57

Modified 31 марта, 05:39

Updated 31 марта, 05:39

Чиновники заговорили с москвичами по-русски

1 ноября 2015, 12:57
В столице запущен обновленный городской сайт. Более 330 жизненных ситуаций, городская афиша, главные новости мегаполиса и увязка с другими московскими сервисами — городской портал теперь не просто сайт, это целая «экосистема».

Разработчики главного сайта Москвы проанализировали более 18 млн поисковых запросов за три года, чтобы понять, что и какими словами ищут москвичи. Ответы с «чиновничьего» перевели на русский, так что теперь пользователи обновленного портала mos.ru смогут без труда разобраться, как записать ребенка в спортивную секцию, зарегистрировать в своей квартире родственника или получить загранпаспорт. Более 330 жизненных ситуаций, городская афиша, главные новости мегаполиса и увязка с другими московскими сервисами — городской портал теперь не просто сайт, это целая «экосистема».

Как рассказал глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев, раньше содержание каждого городского сайта обходилось мэрии в несколько миллионов рублей. Благодаря единым типовым решениям затраты удалось сократить до нескольких сотен тысяч. «Тем самым мы заложили основу для создания нового ресурса - официального сайта Москвы, в котором было бы все, что нужно жителю города», - заметил чиновник, добавив, что свои предложения по созданию нового портала высказывал и мэр города Сергей Собянин. «У нас очень IT-ориентированный мэр, ему интересны новые продукты, которые мы делаем. И перезапуск mos.ru, нашей основной городской платформы, это сделано с одобрением, при участии, и при поддержке мэра», - сказал Козлов.

Одной из основных проблем в общении населения с властью, по словам Ермолаева, были «трудности перевода». Вместо ларьков — нестационарные объекты торговли, вместо скамеек — малые архитектурные формы. И так во всем.

«Мы решили язык поменять, перейти с «русского чиновничьего» на русский, чтобы москвичи нас понимали», - подчеркнул глава ведомства. В этом заключалась основная идея портала.

По словам замглавы аппарата мэра и правительства Москвы Евгения Козлова, разработчики изучили 18 млн запросов в поисковиках Yandex и Google за три года и выяснили, что и какими словами ищут москвичи. Результатом этой работы стала основная новация ресурса - «Советник».

По сути, раздел представляет собой ответы на самые популярные запросы горожан. Сейчас на портале представлено более 330 жизненных ситуаций от продажи авто и прописки до покупки питомца.

«Все они описаны простым языком, который поймет каждый. Найти ответы на свои вопросы, узнать, как поступить и куда обращаться, можно в режиме «простого квеста», - отметил Козлов.

Причем, региональными темами чиновники не ограничились. Информацию предоставляют, не зависимо от того, идет ли речь о городской услуге, федеральной или муниципальной. Так что, по сути, mos.ru - межведомственный портал.

Еще один сюрприз — городская афиша, она же - «Московский календарь». «До сих пор у нас не было единой площадки, где можно было бы посмотреть сразу все, что происходит в столице. Существует несколько коммерческих проектов, но именно городской афиши не было», - заметил Козлов.

Городской портал — живой механизм, который постоянно совершенствуется, отметил в свою очередь Ермолаев. «Если орган исполнительной власти поменял регламент или вышел новый нормативный документ, соответствующие изменения оперативно отразятся на портале. Есть группа мониторинга, которая это отслеживает», - пояснил он. Внести коррективы могут и сами пользователи, например, если в какой-то государственной структуре изменился номер телефона. Для этого достаточно отправить сообщение разработчикам.

«Портал госуслуг - сервисный портал, тогда как mos.ru — скорее навигатор, где собрано все, что есть в городе: новости, события, услуги. Это первый шаг к объединению всех проектов по взаимодействию с органами власти Москвы, заметил глава департамента.

Так, сегодня получить ту или иную услугу можно на портале госуслуг, пожаловаться на эту услугу — на портале «Наш город», высказать свое мнение — с помощью ресурса «Активный гражданин». Единый городской портал — шаг к объединению.

По словам Козлова, объединенный портал будет чем-то вроде «Яндекса». «Все мы знаем, что «Яндекс. Диск», «Яндекс. Видео», «Яндекс. Почта» - это разные продукты. При этом, визуально, стилистически, это единое веб-пространство. Мы не ставим своей целью подменять одним ресурсом все существующие в городе. Нужно просто сделать так, чтобы пользователи понимали, что находятся в едином веб-пространстве правительства Москвы», - подчеркнул Козлов.

По словам Ермолаева, ресурс обошелся бюджету в 40-45 млн рублей. «По мере того, как мы будем совершенствовать проект, мы будем инвестировать в него дальше. Мы считаем это ценным и важным. Централизация позволит сэкономить на развитии других ресурсов», - заметил глава ведомства.

В планах чиновников — персонализация ресурса. «Все будет зависеть от того, что вы вводите в строку поиска. Если большинство москвичей уже с вечера среды озабочены тем, как провести выходные, мы будем это учитывать», - подчеркнул он.

Что касается посещаемости, по словам Ермолаева, московские власти сейчас ориентируются на то, что портал станет единой точкой доступа для всех городских сервисов. «Мы хотим выйти на объединенную цифру порядка миллиона уникумов в день. Но мы должны прийти к этому эволюционно», - заметил он.

Сейчас, по словам чиновника, mos.ru ежедневно посещают порядка 40 тыс. уникальных пользователей в сутки. При этом, посещаемость портала гослуслуг — ближе к 600 тыс. пользователей в сутки, портала «Наш город» - около 40 тыс., сервиса «активный гражданин» - 40-50 тыс..

Портал изначально был адаптировал под смартфоны. «Концепция не требует отдельной мобильной версии. Конечно, на телефоне сайт выглядит немного иначе, но весь функционал доступен», - пояснил директор по развитию Notamedia (компании-разработчика) Николай Бобров.

Он также добавил, что сейчас пользователи видят лишь малую часть того, что будет на портале. «Мы делаем не сайт, мы делаем платформу, которая будет развиваться. Система строилась максимально масштабируемой и устойчивой к внешним воздействиям. Она готова к развитию как с точки зрения прироста посещаемости, так и с точки зрения прироста функциональности. У нас есть все инструменты, чтобы добавлять жизненные ситуации, и не только их», - заметил Бобров.

Новые сервисы городские власти готовы будут продемонстрировать москвичам к началу второго полугодия 2016 года, заключил Козлов.

Анна Семенец