Posted 2 марта 2016,, 15:15

Published 2 марта 2016,, 15:15

Modified 31 марта, 04:08

Updated 31 марта, 04:08

Москва, покрытая Сетью

2 марта 2016, 15:15
Как информатизация помогает сократить расходы на энергоресурсы, сколько времени добавили врачам электронные сервисы и что город экономит при помощи госуслуг.

Бесплатный Wi-Fi в метро и парках — лишь верхушка той информационной системы, которую на протяжении пяти лет старательно выстраивали для москвичей столичные власти. В Москве произошла самая настоящая информационная революция. Количество пользователей мобильного и скоростного интернета увеличилось более чем в три раза, 80% московских семей пользуются скоростным интернетом, заметил мэр Москвы Сергей Собянин.

«Сегодня трудно представить работу городского здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных служб без информационных технологий. Каждый второй москвич получает госуслуги через интернет. Ежедневно на ресурс mos.ru заходит порядка 800 тысяч человек — астрономическая цифра, даже с учетом того, что на портале сосредоточен целый ряд городских сервисов», — подчеркнул он.

Согласно мировым рейтингам, Москва начинает занимать по этому направлению одно из ведущих мест. Так, по проникновению сотовой связи и распространению Wi-Fi в общественных местах столица на втором месте в мире.

В свою очередь глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев особенно отметил мобильный сегмент. «Аудитория мобильного интернета среди москвичей скакнула с 1,7 млн человек до 6,5 млн человек, при том, что стоимость самих услуг упала с тысячи до 150 рублей», — заявил он.

На ряду с этим, по словам чиновника, число занятых в сфере информационно-коммуникационных технологий выросло с 260 тысяч почти до 320 тысяч человек. Выручка IT-компаний подскочила на 50%.

«Мы обеспечили в городе более 7 тысяч точек Wi-Fi. Несмотря на то, что у Москвы, как у субъекта РФ, нет полномочий по регулированию сотовой связи, мы предприняли все необходимые меры, чтобы улучшить качество сотовой связи в городе: упростили административные процедуры, активно работаем с бизнесом, предоставляем возможности для установки базовых станций. Таким образом, мы добились того, что 98,6% города покрыты 4G», — заметил глава ведомства.

Со своей стороны город использует всю эту инфраструктуру, чтобы оперативно доводить информацию до москвичей. «В прошлом году мы отправили горожанам 180 млн смс по самым разным поводам: ждет врач или готов патент. Москвич сегодня может выйти из дома, забыв паспорт, но обязательно возьмет с собой мобильный телефон», — заметил он.

Основные усилия город прикладывает к информатизации социального блока. Если говорить о здравоохранении, основной задачей чиновников было разгрузить врачей, сократив непрофильную деятельность и высвободив их время для пациентов. «За счет внедрения Единой медицинской информационно-аналитической системы за последние пять лет мы сумели высвободить около 30% времени врачей за счет того, что перевели в электронный вид талоны амбулаторного посещения, ввели электронные карты, рецепты, частично — оформление больничных», — пояснил Ермолаев.

Что касается пациентов, здесь основной задачей было обеспечить доступность врачей. Было создано более 5 видов записи на прием, что позволило сделать услугу доступной и оптимизировать график работы врачей.

«Что важно: теперь мы получаем обратную связь. После посещения врача пациенту приходит смс с тем, чтобы он оценил, как прошел прием. Это дает нам выстраивать тот самый диалог, о котором в последнее время так много говориться», — заметил чиновник.

В сфере образования для того, чтобы выстроить соответствующую инфраструктуру, всех педагогов обеспечили ноутбуками. «Мы уже увеличили скорость подключения всех школ к интернету с 2,5 до 30 мегабит в секунду», — подчеркнул он.

Кроме того, в школах создано много комфортных сервисов. Так, 800 тысяч московских школьников пользуются электронными картами для прохода и питания, которые дают возможность родителям узнать, когда пришел ребенок в школу, когда ушел, чем там питается.

В сфере ЖКХ основной задачей для города стала экономия ресурсов. Первостепенным для города было повысить точность учета и эффективности расходования коммунальных ресурсов. «В первую очередь мы запустили программу на базе социальной сферы: все учреждения — порядка 3,5 тысяч — обеспечены автоматизированными системами учета потребления ресурсов, что позволяет экономить на ежемесячных платежах. Сейчас мы идем в многоквартирные дома, предоставив и жителям города возможность экономить», — заявил Ермолаев.

Он подчеркнул: город делает максимум для того, чтобы горожане понимали, как работают их управляющие компании. В отношении 98% домов на портале госуслуг раскрыта вся информация о том, на что УК тратят их деньги.

Идет работа по автоматизации управления освещением. 100% теплоподстанций уже управляются дистанционно, что дает возможность не только сократить расходы, но и сделать управление прозрачным.

Большая работа ведется по высвобождению ресурсов дорожной полиции. Совместно с ГИБДД России столичные был реализован проект «Мобильный инспектор». Каждый сотрудник инспекции сегодня оснащен мобильным устройством, которое существенно упрощает работу. Так, если раньше оформление ДТП занимало в среднем около часа, сегодня — не более 25 минут.

«Полмиллиона москвичей ежегодно проходят через кабинеты ГИБДД. Введение электронной очереди позволило сократить время, проведенное в подразделениях, с 60 до 10 минут», — добавил глава ведомства.

На портале госуслуг сегодня действует более 147 услуг и сервисов, к которым обратились более 80 млн раз. «Речь идет об экономии более 100 млн человеко-часов за счет того, что госуслуги теперь можно получить круглосуточно, тогда как раньше — только 5 дней в неделю по 8 часов», — пояснил чиновник.

В прошлом году городские порталы объединились в единый ресурс mos.ru, который ежедневно посещает до 830 тысяч человек в сутки. Здесь сконцентрированы сервисы как для рядовых граждан, так и для представителей бизнеса.

«Совершенно уникальной для России является система электронного взаимодействия с жителями. Я говорю о таких ресурсах, как портал „Наш город“, „Активный гражданин“, краудсорсинговых проектах. Все они дают горожанам возможность давать оценку тем или иным нашим действиям, давать советы, высказывать пожелания», — отметил Ермолаев.

Городские чиновники и сами не чужды новых технологий, и все чаще проводят совещания онлайн, не загружая город лишними передвижениями.

Анна Семенец