Posted 16 ноября 2016,, 12:35

Published 16 ноября 2016,, 12:35

Modified 31 марта, 01:12

Updated 31 марта, 01:12

Калифорнийский рай виноделов и программистов

16 ноября 2016, 12:35
Во всем мире известны эти две калифорнийские долины — Кремниевая и Напа, где делают лучшее вино Америки.

Две прибыльные отрасли экономики Калифорнии — высокие технологии и сельское хозяйство. Две самые знаменитые долины — Кремниевая и Напа, она же рай для виноделов.

Здесь снобизм не знает границ. В Европе считают, что американцы ничего не понимают в вине. И то, что они, в целом, пьют — это слезы горькие. А нормальное вино в Америке стоит неоправданно дорого.

В Калифорнии с не меньшим жаром доказывают, что в долине Напа не бывает «плохих годов», и даже за $12 можно купить очень приличное вино.

Простые американцы по части винопития, конечно, отстают от итальянцев или французов. Как и простые русские, они предпочитают крепкий алкоголь или, на крайний случай, пиво. И впрямь, что закажет фермер-ковбой из Аризоны: двойной бурбон или бокал Каберне Совиньон? Двух мнений быть не может. Хотя производство вина в США растет очень активно, и лоза постепенно завоевывает души американцев.

По цене хорошие калифорнийские вина вполне себе догоняют европейские, а производители долин Напа и Сонома оценивают свой труд не ниже, чем виноделы Бордо или Тосканы. Более подробно об этом можно прочитать на сайте INLOVEWITHTOSCANA.

Дорога в винные долины Калифорнии начинается со знаменитого моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Проносишься по этому мощному и одновременно элегантному мосту, оставляя за спиной огромную бухту, где, говорят, может поместиться весь военный флот планеты Земля, бросаешь взгляд на бесконечную гладь океана, ощущаешь его никогда не затихающее дыхание...

И вот уже дорога уводит вглубь материка, и через полчаса пейзаж за окнами автобуса начинает меняться. Долина мягко выгибается холмами, желтыми от скошенной травы, по которым живописно разбросаны куртины деревьев. Среди виноградников стоят белые домики в колониальном стиле, к которым ведут дорожки, обсаженные пальмами.

В этой красоте, между прочим, таится секрет калифорнийского вина. Высокие холмы, обрамляющие долину, каких-нибудь 12-14 тысяч лет назад были живыми вулканами. Извергаясь, они создали подошву из лавы, на которую за эти тысячелетия наросло 4-5 метров плодородного слоя.

У лозы вообще-то очень глубокие корни, они проходит эти слои, достигая пемзы, и берут из нее микроэлементы, придающие неповторимый вкус здешнему винограду. Дыхание океана, который всего в 35 километрах, тоже имеет значение — каждое летнее утро долину накрывает туман, температура падает до 12 градусов, чтобы к полудню подняться выше 30. Оказывается, ежедневный бросок температур в 20 градусов полезен для формирования сахаров.

Земля, воздух, солнце… Что еще нужно? Вода. Ну тут американцы поступили по-своему. Уже в XIX веке им стало понятно, что реки недостаточно для орошения, и потому, когда от гор вели водопровод для Сан-Франциско, сделали ответвление в направлении Напы и устроили для виноградников капельное орошение.

Сейчас в долине растет 6 миллионов виноградных лоз и, говорят, что у каждой стоит капельница, которая с компьютерной точностью выдает нужное количество влаги.

«Французы зависят от погоды, то есть от Господа Бога, — говорят здесь, — а мы потратили бешеные деньги на орошение, и теперь у нас бывают только хорошие или — раз в десять лет — очень хорошие года!» Разве не снобизм?

На этом куске Америки шириной примерно пять и длиной 65 километров в год производится вина на $20-25 миллиардов. Недаром один гектар под виноградник стоит до $400 тысяч. Богато!

Под стать другой калифорнийской долине — Силиконовой (или, как еще ее называют, Кремниевой) — с ее Google, Facebook, Intel и прочими гигантами компьютерной мысли. В этом есть что-то символичное: оказывается, самое древнее занятие человека (виноделие) и самое современное (IT) одинаково ценны.

Русский след в виноградниках Калифорнии

История виноделия в Калифорнии не такая длинная, как в Европе. Настоящая «винная лихорадка» охватила калифорнийцев лет 50 назад. И число виноделен здесь выросло в десять раз.

Сейчас их примерно 450. А одним из серьезных толчков, приведших к этому буму, стала знаменитая дегустация в Париже 1976 года, на которой калифорнийские вина соревновались с французскими, и два из них — Montelena и Stag’s Leap — «побили» премьер-крю из Бордо.

Кстати, первым в ряду тех, кому Америка обязана этим успехом, стоит русский энолог Андрей Челищев. Собственно говоря, это он научил калифорнийцев делать настоящее вино, подобрал и селекционировал подходящие именно для этой территории сорта винограда и создал школу специалистов-энологов.

Андрей Викторович родился в 1901 году в Москве. Судьбу юноши из семьи богатых московских юристов перекроила революция и гражданская война. Он юнкером воевал в частях генерала Врангеля, был тяжело ранен и вместе с другими уплыл из Крыма в Европу.

Челищев трудно искал себе место в новой жизни: окончил университет в чешском Брно, где увлекся микробиологией и потому оказался в Институте Пастера в Париже, а уже потом определился на работу в знаменитый шампанский дом Moët & Chandon.

Но тут его как способного энолога порекомендовали одному амбициозному французу, осевшему в Калифорнии. Несмотря на сухой закон, тот производил вино как бы для нужд католической церкви. Вот так Челищев оказался в Сан-Франциско.

Он прожил долгую жизнь, умер в 1994 году, работая до последнего дня. Все добившиеся мирового успеха калифорнийские виноделы учились у Челищева: хорват Майкл Гргич (Chateau Montelena), поляк Уоррен Виньярски (Stag’s Leap), итальянец Роберт Мондави.

В долине Напа Андрей Викторович создал американское Каберне Совиньон — вино, которое стало калифорнийским «флагманом», собрав множество наград на конкурсах по всему миру.

Челищев, между прочим, так и не приехал в Россию, хотя всегда считал себя русским. А ведь его вполне можно ставить в один ряд с теми нашими соотечественниками, чей ум и талант сделали славу Америки: Сикорский и Зворыкин, например.

Кино, вино и старые стены

Наверное, один из лучших видов на долину Напа открывается с холма, где стоит поместье Фрэнсиса Ф. Копполы, того самого, который снял «Крестного отца» и «Дракулу», а также возглавляет целое семейство оскароносцев — таких, как его дочь София Коппола и племянник Николас Кейдж.

Золотую фигуру Оскара можно увидеть в витрине превращенного в музей старого хозяйского дома. За его фасадом скрываются длинные подвалы, где в дубовых бочках зреет вино.

Сам Коппола живет в другом доме, дорога к которому перегорожена цепью со строгим предупреждением Privatе. Некоторые счастливцы сталкиваются с ним, когда он прогуливается по аллеям. В газетах было немало шуму, когда режиссер приобрел это хозяйство, одно из старейших в Калифорнии. Тоже история будь здоров. И тоже связана с Россией.

Дело в том, что первым хозяином имения был финн Густав Нейбаум (Gustave Niebaum), родившийся в Хельсинки в 1842 году. Он плавал юнгой на кораблях Русско-Американской компании, чье внушительное здание красуется в Санкт-Петербурге на набережной Мойки.

Видно, парень был отчаянный, потому что в 21 год он уже командовал собственным кораблем. Густав заработал немало денег на торговле сибирской пушниной в Америке. Но Россия продала Аляску и ушла из «Русской Калифорнии», а Нейбаум, оказавшись со своими мехами в США, решил тут и обосноваться.

Трудно сказать, почему его, финна, прельстила идея заняться виноделием, но в 1879 году он купил огромный кусок земли в Напе и небольшую винодельню, привез из Европы лозы лучших сортов и дал себе зарок сделать вино, которое будет не хуже французского.

Как это по-нашему! Через десять лет он добился своего, и вино из хозяйства Inglenook получило медали Парижской выставки…

К тому времени, когда на винодельню упал взгляд режиссера Копполы, потомки Нейбаума ее давно продали. Inglenook была заурядным кооперативом, производящим винный ширпотреб. Зато Копполе, видно, не давали спокойно снимать шедевры его итальянские гены. Рассказывают, что его дед, эмигрировав в Америку, даже в Нью-Йорке продолжал делать домашнее вино.

В 1975 году на деньги, что символично, от проката «Крестного отца» Коппола приобрел часть хозяйства и еще не один год вкладывал свои гонорары, чтобы собрать его в первоначальном виде и полностью расплатиться.

Режиссер решил подчеркнуть преемственность и славную историю винодельни, поэтому называл ее Niebaum-Coppola. Он нанял специалистов из Бордо и постепенно добился признания. Сейчас Коппола, занимая место во втором десятке производителей Калифорнии, выпускает больше 900 тысяч ящиков вина в год — «зинфандель», «мерло», «каберне».

Кинодеятели, вообще-то, тянутся к благородному винному бизнесу. К примеру, француз Депардье в Роне и россиянин Михалков в Тоскане. Знающие люди утверждают, правда, что кино у них лучше, чем вино. А вот Коппола преуспел и на этом поприще.

Сначала он прославился вином Rubicon, но и сейчас, как пишет авторитетная The New Sotheby’s wine encyclopedia, его «винодельня исповедует стиль, требующий большого труда» и делает вино «с дубовым привкусом, типичным для роскошных вин Напы на основе Каберне; вино от Niebaum-Coppola по-прежнему великолепно».

Несмотря на все итальянское, что связано с именем Копполы, этот очень красивый кусок долины Напа можно сравнить скорее с французским шато. Об этом напоминает стена похожего на сказочный замок дома, увитая зеленым плющом, изящная пергола, с которой свисают виноградные грозди, струи воды в фонтане…

После дегустации в прохладном подвале необыкновенно приятно и так по-французски пить хороший (что редкость для Америки) кофе за столиком под тенью платанов, наслаждаясь красотой амфитеатра из виноградника, как бы предназначенного для того, чтобы поставить на низкую каменную стеночку бокал вина или бутылку и сделать фото в Instagram.

Турист – находка для винодела

Виноградники во всем мире похожи. В них есть благородная умиротворенность, особенно в осеннюю пору, когда чуть тронутые золотом лозы утяжелены темными гроздьями созревшего винограда. Впрочем, и виноделы во всем мире похожи друг на друга. Загорелыми лицами, спокойными взглядами, уверенностью в себе…

Во всяком случае, молодой хозяин винодельни Kelham vineyards в местечке Сан-Элен долины Напа напомнил таких же ребят из Тосканы или Бургундии. Даже одет был похоже — в короткие светлые бриджи и простую рубашку.

Он разливал по бокалам вино, рассказывал о каждой бутылке, улыбался, а когда никто не наблюдал за ним, останавливался, чтобы вытереть лоб.

«Сегодня с утра собирали виноград… Три гектара. Устал немного», — улыбнулся он в ответ на мой вопрос и добавил не без гордости: «Я — шестое поколение калифорнийцев».

Вместе с родителями и братом они владеют большим хозяйством — примерно в 20 гектаров.

Начинала бизнес бабушка. Семья выращивала виноград для Мондави и других знаменитых производителей. А потом купили и реновировали еще и небольшую винодельню здесь, в Oakville, районе, где изготавливают отменное Каберне Совиньон.

Это вино гости Келхамов дегустируют, расположившись за высоким столом во внутреннем дворике их элегантной усадьбы. Калифорнийский стиль — это открытые пространства, полные воздуха и солнечного света, простая геометрия зданий, стриженые кусты, ровные дорожки, идеальный газон и современный интерьер гостиных, куда можно спокойно заглянуть…

Каждый год в долины Напа и Сонома приезжает почти 5 миллионов туристов — в основном американских. Вряд ли большинство из них — это знатоки вина. Но кто же откажется понежиться в небольшом отеле с геотермальными источниками, попить вина и купить на память бутылочку калифорнийского?

Тем более, что в дегустировании вообще есть особая прелесть. Чем больше пробуешь, тем, вроде бы, лучше понимаешь. А у сомелье есть свои маленькие хитрости, о которых догадываешься, только отставив в сторону бокал, и укладывая в сумку рекомендованную покупку.

Вот недаром он смотрел на тебя так понимающе и проникновенно, что ты уже почти ощутил сбалансированность и округлость, а также вкус мокрого кожаного седла и легкую ноту перца. Ну, и как же не купить такой удивительный напиток?

А потом встать в очередь за новинкой из другой долины — седьмой версией iPhone. Если, конечно, кошелек позволит...

Наталия Сергеева

Благодарим за возможность увидеть калифорнийские долины «Клуб путешествий Михаила Кожухова»