Posted 27 августа 2021,, 08:09

Published 27 августа 2021,, 08:09

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Анатолий Несмиян. В Афганистане создается принципиально новая ситуация

27 августа 2021, 08:09

Парадокс вчерашней серии терактов в Афганистане заключается в том, что при определенных действиях американской администрации теракты могут сыграть ей на руку.

Вчера уже начались сравнения с событиями 12-го года в Бенгази, когда был убит американский посол. США тогда выглядели не очень, зато это позволило им окончательно выйти из Ливии, победив не столько туземцев, сколько кровожадных ястребов в самом американском руководстве, требовавших продолжения вмешательства в Ливию вплоть до прямой интервенции. Так как ключевой фигурой тогдашних ястребов была Хиллари Клинтон, она же госсекретарь, то Обама с чистым сердцем на следующий срок взял другого, более вменяемого Джона Керри, победив в аппаратной борьбе клан Клинтонов и задвинув его достаточно глубоко за печку.

Сейчас у Байдена примерно та же проблема. Республиканцы в первую очередь, но и часть демократов выступают за продолжение военного присутствия в Афанистане, пусть и в измененном формате. Проблема в том, что прямое участие США в этой войне уже достаточно давно утратило всякий смысл. Все задачи, которые были поставлены перед этой войной, выполнены, присутствие там давно не имеет под собой никакой рациональной основы. Мало того — именно сейчас вывод всех иностранных сил и приход к власти талибов («Талибан» — запрещенное в России террористическое движение) создает принципиально новую ситуацию, в которой можно и нужно играть на возникающих региональных противоречиях. Это американцы умеют и даже любят делать. Главное условие подобных игр — внешнее управление событиями. Когда ты внутри них, ты уязвим. Когда ты «снаружи» — уязвимы те, кто остался.

Пока, исходя из принципа «кви продест», наиболее выгодно произошедшее как раз тем силам в США, которые хотели бы закончить эту историю и начать новую — там же. Классический американский принцип биржевой игры — фиксировать прибыль и убытки. Это в каком-то смысле искусство, так как во многом подобные решения принимаются на интуитивном уровне. И профессионал способен на интуиции минимизировать издержки и извлекать наиболее высокий возможный доход.

Во всяком случае, ребята из афганского ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) — очень может быть, что непосредственными исполнителями были они, — просто отработали свою часть общей задачи. Но ставили ее явно не они. Не по Сеньке такая шапка.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик