Posted 4 октября 2015,, 08:46
Published 4 октября 2015,, 08:46
Modified 31 января, 07:31
Updated 31 января, 07:31
Художница Надежда Ильина пишет картины в стиле фантастического реализма, работает в необычной авторской технике и называет себя арт-поваром. Все ее полотна написаны масляными красками, но совершенно без белил - роль белого цвета выполняет белизна холста. Ее чудаковатые герои по-настоящему уникальны, ведь являются плодом воображения автора. В рамках проекта «Петербургский авангард» художница рассказала «Росбалту», почему живопись сильнее йоги, что значит красота для современной женщины, как коты «воспитывают» людей и какие туристические логотипы должны быть у России.
— Сейчас в Петропавловской крепости проходит ваша выставка «Еще нерассказанная сказка». Откуда такое необычное название?
— Все изображенные на картинах персонажи являются плодами моего воображения. Они не иллюстрации к уже рассказанным сказкам, а самостоятельные герои. Эта серия картин посвящена различным уголкам человеческой души. Первый поцелуй, первая любовь — здесь можно встретить множество историй, близких каждому человеку.
— Ваши герои живут в сказочном мире?
— Они не столько сказочные, сколько немного чудаковатые, открытые, не обладающие лишними «загонами» и чрезмерным самомнением. Не стоит быть слишком сложным или испытывать повышенное чувство собственной значимости. Тогда мир развернется к тебе.
— Ставя целью искусства передачу чувств, вы стараетесь сообщать зрителю только светлые эмоции? Или боль, печаль, разочарование тоже находят место в вашем творчестве?
— Считаю, что боль, разочарования, тяжелые чувства не нужно привносить в жизнь людей, их и так у нас много. Лучше от этого уходить и сосредоточиться на чем-то светлом. В этой связи хочу сказать, что и сам художник не должен быть голодным и несчастным. Представьте, какой болью наполнены произведения несчастного художника. Я бы не хотела хранить дома картины с такой энергетикой.
— Все картины обладают своей энергетикой?
— Возможно. Но многое зависит и от человека, стоящего напротив работы, от того, чувствителен он к этой энергетике или нет.
— В вашем искусстве много психологических сюжетов. Вы решаете какие-то психологические задачи посредством живописи?
— Изначально не ставлю каких-либо задач — все происходит по наитию. Нарисовав картину, только через некоторое время понимаю, что получилось. Но поскольку я регулярно веду мастер-классы, у меня была возможность заметить, какой психологический эффект оказывает на людей сам процесс живописи. Ведь современный человек находится в атмосфере перманентного напряжения. Он приходит на йогу, садится в асану, при этом в голове его — мысли о работе. Некоторым людям при помощи йоги от стресса не освободиться, а живопись захватывает ум целиком, погружает в другой мир. Сами сюжеты, кстати, тоже имеют психологическое воздействие. Некоторым из моих учеников даже удавалось таким образом материализовать свои желания.
— Вы не ставите задач, прежде чем приступить к созданию работы. А как рождается ваш сюжет — тоже в процессе?
— Я не выстраиваю сюжет изначально. Сначала закрашиваю холст в темный цвет, а потом распределяю световые пятна. Из них вылепливаются, рождаются сюжеты, и я понимаю, какая эмоция будет на лице у моего героя. На меня не снисходит просветление перед началом работы. Некоторые художники считают, что они передатчики космической энергии. Я, вероятно, являюсь более приземленным человеком. Моя живопись идет от рук.
— Как можете описать черты вашего индивидуального стиля? Те, что отличают вашу живопись от работ других представителей фантастического реализма?
— Это сложный вопрос. Могу сказать точно, что мне не нравится у многих художников, работающих в стилях микрореализма и фантастического реализма. Это одинаковые лица героев.
— Между тем у ваших героев необычные, сказочные черты...
— Говорят, что когда художник изображает человека, он отчасти рисует свой портрет. Часто это происходит бессознательно. В 16 лет у меня были пухлые щечки, высокий лоб. Тогда мне это не нравилось, хотелось быть роковой женщиной-кошкой с выраженными скулами и впалыми щеками, но потом я поняла, что это неважно. Кстати, в экспозиции есть картина, посвященная этой теме.
— Как она называется?
— «Окрыленная». Здесь в первую очередь бросаются в глаза тонкие губы, длинный нос, необычные черты лица. Этой работой мне хочется сказать, что красота в современном ее понимании ничего не значит для женщины. Героиня картины неидеальна с точки зрения канона, но она умеет себя преподнести и является цельной личностью. Я называю ее окрыленной, хотя крылья героиня держит в руках. На спине видны порезы, можно предположить, что кто-то пытался лишить ее крыльев, или они упали сами. Важно то, что сейчас они у нее в руках. Она надевает платье, которое демонстрирует порезы, поскольку не стесняется своего опыта. Ее голова высоко поднята. Она идет вперед и с таким настроем добьется всего, чего хочет. Эта картина — оберег для каждой женщины.
— Недавно Ростуризм назвал 10 лучших логотипов страны в рамках конкурса «Туристический бренд России». Среди отобранных логотипов в основном фигурируют купола, жар-птицы, хохлома. В Интернете на этот счет возникла бурная дискуссия: одни считают эти образы слишком клишированными, другие высказываются в пользу их узнаваемости. Какова ваша точка зрения?
— Логотип — это в первую очередь коммуникация. Смотря на логотип, турист должен понимать, куда он едет. Если в сувенирных магазинах мы видим продукцию, которая включает в себя все эти традиционные образы, то это хорошо и для логотипа. Однако опираясь на старое, важно, конечно, использовать новый стиль, но в разумной мере. Слишком современное, на мой взгляд, отклика не вызовет. Иными словами, я сторонник традиционных символов, стилизованных в современной форме.
Беседовала Дарья Вараксина
Полную версию интервью читайте на сайте «Петербургского авангарда».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.