Posted 4 октября 2015,, 08:46

Published 4 октября 2015,, 08:46

Modified 31 января, 07:31

Updated 31 января, 07:31

"Красота ничего не значит для женщины"

4 октября 2015, 08:46
Художница Надежда Ильина, работающая в стиле фантастического реализма, рассказала, почему живопись сильнее йоги, что значит красота для современной женщины и какие туристические логотипы должны быть у России.

Художница Надежда Ильина пишет картины в стиле фантастического реализма, работает в необычной авторской технике и называет себя арт-поваром. Все ее полотна написаны масляными красками, но совершенно без белил - роль белого цвета выполняет белизна холста. Ее чудаковатые герои по-настоящему уникальны, ведь являются плодом воображения автора. В рамках проекта «Петербургский авангард» художница рассказала «Росбалту», почему живопись сильнее йоги, что значит красота для современной женщины, как коты «воспитывают» людей и какие туристические логотипы должны быть у России.

Сейчас в Петропавловской крепости проходит ваша выставка «Еще нерассказанная сказка». Откуда такое необычное название?

— Все изображенные на картинах персонажи являются плодами моего воображения. Они не иллюстрации к уже рассказанным сказкам, а самостоятельные герои. Эта серия картин посвящена различным уголкам человеческой души. Первый поцелуй, первая любовь — здесь можно встретить множество историй, близких каждому человеку.

Ваши герои живут в сказочном мире?

— Они не столько сказочные, сколько немного чудаковатые, открытые, не обладающие лишними «загонами» и чрезмерным самомнением. Не стоит быть слишком сложным или испытывать повышенное чувство собственной значимости. Тогда мир развернется к тебе.

Ставя целью искусства передачу чувств, вы стараетесь сообщать зрителю только светлые эмоции? Или боль, печаль, разочарование тоже находят место в вашем творчестве?

— Считаю, что боль, разочарования, тяжелые чувства не нужно привносить в жизнь людей, их и так у нас много. Лучше от этого уходить и сосредоточиться на чем-то светлом. В этой связи хочу сказать, что и сам художник не должен быть голодным и несчастным. Представьте, какой болью наполнены произведения несчастного художника. Я бы не хотела хранить дома картины с такой энергетикой.

Все картины обладают своей энергетикой?

— Возможно. Но многое зависит и от человека, стоящего напротив работы, от того, чувствителен он к этой энергетике или нет.

В вашем искусстве много психологических сюжетов. Вы решаете какие-то психологические задачи посредством живописи?

— Изначально не ставлю каких-либо задач — все происходит по наитию. Нарисовав картину, только через некоторое время понимаю, что получилось. Но поскольку я регулярно веду мастер-классы, у меня была возможность заметить, какой психологический эффект оказывает на людей сам процесс живописи. Ведь современный человек находится в атмосфере перманентного напряжения. Он приходит на йогу, садится в асану, при этом в голове его — мысли о работе. Некоторым людям при помощи йоги от стресса не освободиться, а живопись захватывает ум целиком, погружает в другой мир. Сами сюжеты, кстати, тоже имеют психологическое воздействие. Некоторым из моих учеников даже удавалось таким образом материализовать свои желания.

Вы не ставите задач, прежде чем приступить к созданию работы. А как рождается ваш сюжет — тоже в процессе?

— Я не выстраиваю сюжет изначально. Сначала закрашиваю холст в темный цвет, а потом распределяю световые пятна. Из них вылепливаются, рождаются сюжеты, и я понимаю, какая эмоция будет на лице у моего героя. На меня не снисходит просветление перед началом работы. Некоторые художники считают, что они передатчики космической энергии. Я, вероятно, являюсь более приземленным человеком. Моя живопись идет от рук.

Как можете описать черты вашего индивидуального стиля? Те, что отличают вашу живопись от работ других представителей фантастического реализма?

— Это сложный вопрос. Могу сказать точно, что мне не нравится у многих художников, работающих в стилях микрореализма и фантастического реализма. Это одинаковые лица героев.

Между тем у ваших героев необычные, сказочные черты...

— Говорят, что когда художник изображает человека, он отчасти рисует свой портрет. Часто это происходит бессознательно. В 16 лет у меня были пухлые щечки, высокий лоб. Тогда мне это не нравилось, хотелось быть роковой женщиной-кошкой с выраженными скулами и впалыми щеками, но потом я поняла, что это неважно. Кстати, в экспозиции есть картина, посвященная этой теме.

Как она называется?

— «Окрыленная». Здесь в первую очередь бросаются в глаза тонкие губы, длинный нос, необычные черты лица. Этой работой мне хочется сказать, что красота в современном ее понимании ничего не значит для женщины. Героиня картины неидеальна с точки зрения канона, но она умеет себя преподнести и является цельной личностью. Я называю ее окрыленной, хотя крылья героиня держит в руках. На спине видны порезы, можно предположить, что кто-то пытался лишить ее крыльев, или они упали сами. Важно то, что сейчас они у нее в руках. Она надевает платье, которое демонстрирует порезы, поскольку не стесняется своего опыта. Ее голова высоко поднята. Она идет вперед и с таким настроем добьется всего, чего хочет. Эта картина — оберег для каждой женщины.

Недавно Ростуризм назвал 10 лучших логотипов страны в рамках конкурса «Туристический бренд России». Среди отобранных логотипов в основном фигурируют купола, жар-птицы, хохлома. В Интернете на этот счет возникла бурная дискуссия: одни считают эти образы слишком клишированными, другие высказываются в пользу их узнаваемости. Какова ваша точка зрения?

— Логотип — это в первую очередь коммуникация. Смотря на логотип, турист должен понимать, куда он едет. Если в сувенирных магазинах мы видим продукцию, которая включает в себя все эти традиционные образы, то это хорошо и для логотипа. Однако опираясь на старое, важно, конечно, использовать новый стиль, но в разумной мере. Слишком современное, на мой взгляд, отклика не вызовет. Иными словами, я сторонник традиционных символов, стилизованных в современной форме.

Беседовала Дарья Вараксина

Полную версию интервью читайте на сайте «Петербургского авангарда».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.