Posted 29 апреля 2017,, 12:10

Published 29 апреля 2017,, 12:10

Modified 31 января, 15:04

Updated 31 января, 15:04

«Это удивительно искренние актеры»

29 апреля 2017, 12:10
Игра в театре является прекрасной формой реабилитации и самовыражения для людей с различными формами инвалидности. Но смотреть такие представления интересно любому зрителю.

Театры, в которых играют люди с инвалидностью, работают в Европе не один десяток лет. Они регулярно ставят новые спектакли, продают билеты и вообще существуют наравне с другими творческими коллективами. В России, как отмечают специалисты, такое пока реализуется только на уровне отдельных проектов.

Один из них — «Театр без границ» — начал функционировать в 2007 году. В его рамках объединились труппы разных актеров из трех стран — России, Швейцарии и Германии. Вместе они поставили уже четыре спектакля, в которых были задействованы профессиональные актеры, любители и люди с инвалидностью.

От российской стороны в проекте задействованы воспитанники психоневрологического интерната № 3 в Петергофе. Благодаря благотворительному фонду «Перспективы» там действует постоянная арт-программа, одной из форм которой и является театральная студия. Сейчас в ней занимаются порядка 40 человек.

Представители «Перспектив» рассказывают, что в психоневрологических интернатах у воспитанников почти нет никакой занятости. Они могут работать — собирать ручки — но это довольно однообразное занятие. До появления арт-программы в свободное время люди просто слонялись по коридорам или лежали в кроватях. Однако игра в театральной студии заметно изменила жизнь многих воспитанников.

«Они живут в изолированном мире, ограниченном стенами интерната, который находится далеко, в Петергофе. Они спрятаны от чужих глаз за забором, за лесом и не имеют возможности как-то социализироваться, а театр эту возможность дает. Несмотря на то, что это люди с физическими и ментальными нарушениями, они хотят реализовать свой творческий потенциал. Когда выходишь на сцену и тебе аплодируют, ты понимаешь, что твои действия одобряют, что ты добился признания», — рассказывает специалист по связям с общественностью «Перспектив» Ольга Букреева.

Кроме того, «Театр без границ» предполагает совместную работу с актерами из других стран, а также поездки на заграничные гастроли. Как отмечает педагог Павел Кроль, сопровождающий одного из воспитанников интерната, подобные перемены дают его подопечному ощущение свободы.

«В самом интернате мало что происходит. Театр же позволяет переместиться в другое место, почувствовать себя свободным, расширить границы, в которых он живет. Хотел даже сказать „существует“, потому что это слово больше подходит. Здесь есть и возможность общения с другими людьми, возможность попробовать себя. Я наблюдаю за ним, и в процессе он начинает экспериментировать и импровизировать, вносить в сцену что-то новое. Вообще я вижу, какие ребята там, и в интернате, и какие они вне его стен. Здесь раскрывается их потенциал, какие-то непроговоренные переживания. Вижу, как они увлечены и как у них горят глаза», — отмечает Павел.

Педагоги говорят, что участие в арт-программе может мотивировать воспитанников двигаться дальше. Так, одна из актрис проекта уже пытается покинуть интернат и сейчас живет в специальном доме с сопровождением специалиста. То есть делает шаги к самостоятельной жизни.

Последний поставленный в «Театре без границ» спектакль называется «Здесь и сейчас». Его премьера состоялась в Петербурге 23 и 24 апреля. В представлении задействованы более 20 актеров из трех стран, звучат реплики на разных языках, но в целом совершенно непонятно — иностранец перед нами или русский, человек с инвалидностью или нет. На сцене все равны. Именно в отсутствии барьеров и заключаются особенности подобных спектаклей, отмечают создатели.

По словам режиссера Елены Шифферс, работа в интегративном, то есть смешанном театре, ничем не отличается от работы в обычном. Разве что руководители ничего не пытаются навязывать актерам. У спектакля изначально нет сценария, он создается из отдельных этюдов после совместной работы трех театральных трупп.

«Обычно режиссер может генерировать идею спектакля и потом добиться того, чтобы люди выполнили ее. Мы так никогда не поступаем. В наших постановках мы следуем за участниками, а не приходим с чем-то готовым. Вместе актеры в буквальном смысле создают спектакль, а мы, режиссеры, просто предлагаем формы и методы работы. С помощью этюдов мы можем соединить несоединимые вещи и сохранить все, что предлагают участники», — поясняет Шифферс.

По словам режиссера, еще несколько лет назад в России никто не знал о смешанных театральных труппах, но сейчас подобные проекты развиваются стремительно. Правда, об организации стационарного театра с постоянной труппой речи пока не идет. Нет ни ресурсов, ни средств. Но очевидно, что за этим будущее.

«Подобные проекты хороши тем, что в них участвуют абсолютно разные люди. И если говорить об особых актерах, то они удивительно мотивируют остальных. Тем, что они искренние, подлинные, настоящие. Мы здесь никакие образы не придумываем для них, — рассказывает Шифферс. — И мы сами, глядя на них, начинаем думать: „А мы-то какие?“ Обычный человек в принципе всегда старается быть кем-то, только не собой. А особые люди всегда такие, какие есть. Этот опыт взаимодействия очень полезен. Они отражают нас самих».

Петр Михайлов

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.