Петербург

«Они молятся на газетах с Путиным»

Мусульманам негде молиться, учение Дарвина — псевдонаучно, передача зданий РПЦ является восстановлением справедливости. На петербургском юрфоруме поговорили о религии.

21:53, 19.05.2017 // Росбалт, Петербург

Фото Евгения Зубарева

Петербургский международный юридический форум — особая площадка. Здесь куда меньше политических новостей, чем, например, на форуме экономическом. В основном разговоры ведутся в области права — собственно, название обязывает. Спорт, культура, да и последние новости из Украины обсуждаются разве что в кулуарах. За редким исключением. Тем примечательнее тот факт, что на ПМЮФ два часа говорили о религии. Вернее, о государственно-конфессиональных отношениях. Говорили впервые за семь лет.

Депутат Сергей Гаврилов, избранный модератором дискуссии, сразу поставил точки над i — вопрос вызван интересом со стороны правового сообщества.

«Мы считаем, что наша страна является светской, но понимаем, что основные религиозные конфессии влияют не только на своих членов, но и на государство, политический мир, законодательство», — сказал он, после чего сразу отметил, что все больше жителей страны хотят жить в соответствии со своими религиозными взглядами. «Как светский характер нашего государства соотносится с поступательным развитием конфессий в нашей стране?» — спросил он у руководителя юридической службы РПЦ игумении Ксении (Оксаны Чернеги).

По мнению Чернеги, российское государство не вмешивается в дела религии — это ему запрещает Конституция РФ, где прямо прописан светский характер страны. Но зато помогает финансово. Это и выделение средств на реставрацию и строительство различных духовно-просветительских центров. СМИ ранее сообщали, что в 2012—2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета около 14 млрд руб.

«Оказание государственной поддержки связано с тем, что религиозные организации, помимо религиозной деятельности, осуществляют деятельность социальную, благотворительную, имеющую важное государственное значение», — отметила игумения.

Дух Исаакия, передаваемого РПЦ, незримо присутствовал в зале Эрмитажа, где обсуждали религию. Правда, название собора за два часа прозвучало всего один раз. Из уст зрителя. Но участники дискуссии, кажется, ответили недовольным.

«Почему религиозные организации не приватизируют имущество, а получают его безвозмездно?» — задала вопрос игумения Ксения. И сама же на него ответила. «Во-первых, безвозмездная передача является, на мой взгляд, актом возмещения ущерба, нанесенного в годы гонений. Изъятие имущества в те годы — это документальный факт», — сказала Чернега, напомнив о судебных процессах 1922 года, связанных с изъятием церковных ценностей в России. Часть тех судов закончилась расстрелами.

«Но ведь здание Исаакия ранее принадлежало императорской семье, а не церкви», — заметили в зале. Ответ был у Сергея Гаврилова.

«Государство возвращает не только имущественные комплексы, но и права, поскольку понимает, что является правоопреемником СССР. Мы должны отвечать и за громадные человеческие потери, которые понесли различные конфессии», — отметил он. И добавил, что РПЦ активно участвует в миротворческой миссии в Сирии.

«Федеральный закон № 327 (О передаче религиозным организациям имущества) предусматривает передачу зданий, ранее не принадлежавших религиозным организациям, в собственность последних. Это происходит потому, что государство не способно обеспечить использование церквей по их прямому назначению. Церкви строились для богослужений. И государственные органы эту функцию выполнять не могут. Церкви передаются для того, чтобы в них продолжилась сакральная жизнь, которая создавалась нашими предками», — добавила Чернега.

Справедливости ради стоит отметить, что не только РПЦ занимается возвратом религиозного имущества. Так, в процесс включились и представители иудаизма. Об этом сообщил руководитель юридического отдела «Федерации еврейских общин России» Евгений Романов.

«Для нас это очень принципиальный вопрос. Исторических синагог не так много, если сравнивать с другими конфессиями, но мы активно работаем над этим. Потому что синагога — это центр духовной жизни, объединяющий вокруг себя евреев и формирующий среду местной общины», — заявил Романов.

Но не все так хорошо у верующих, как может показаться. Запретов, дескать, много. И государство не поспевает за ними.

«Если, с одной стороны, мы говорим о необходимости введения в школах мусульманской культуры, а с другой, что туда нельзя ходить в хиджабах, возникает дихотомия. Тогда у мусульман возникает очень болезненный вопрос — а каково их место в Российской Федерации?» — возмутился первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов.

По его словам, сегодня в России проживают что 25 млн мусульман, в стране 8 тыс. храмов, с момента распада Советского Союза их число увеличилось в сотни раз. Но и этого, оказывается, недостаточно.

«Эти люди не понимают, почему, будучи налогоплательщиками, они не могут построить мечеть, а должны молиться на газетах, простите, с портретом Путина. В грязи и лужах. И должны делать это десятилетиями. Когда государство не успевают выстраивать эти взаимоотношения, мусульмане становятся жертвами вербовки. Им говорят, мол, молиться вам негде, хиджабы вам не разрешают, о халяльном питании уже и говорить не стоит», — заметил Мухетдинов.

В зале нашлись согласные — да, религию принижают. Дескать, доходит до того, что в учебниках не упоминают того факта, что астроном Николай Коперник был еще и священником.

«Очень странная тенденция», — покачал головой Сергей Гаврилов. «Учебник биологии, в котором искусственно навязываются дарвинистские псевдонаучные взгляды, не может не вызывать у многих чувства раздражения», — отрезал он.

Что касается термина «светское государство», участники дискуссии, похоже, сошлись во мнении, что он слишком размыт. Вычеркивать его пока не стоит, но конкретизировать уже пора бы.

Илья Давлятчин

Статьи

Новости

Все новости^

Погода

Москва: +11..+21
Санкт-Петербург: +12..+17, малооблачно