Posted 31 августа 2017,, 14:30

Published 31 августа 2017,, 14:30

Modified 31 января, 16:38

Updated 31 января, 16:38

Как оскорбить чиновника

31 августа 2017, 14:30
Глава петербургской жилинспекции подал к 56-летней женщине иск на 1 млн рублей. Госслужащему не понравилась видеокамера в ее руках и комментарий на пять строк.

16 декабря 2016 года начальник Государственной жилищной инспекции Петербурга Владимир Зябко проводил ежемесячный прием граждан. Мирный ход событий был нарушен появлением на пороге ГЖИ координатора проекта «Наблюдаем за ЖКХ» Марины Мачневой.

— Владимир Михайлович, я была на приеме у (вице-губернатора) Бондаренко. К вам я уже давно не могу попасть, потому что вы уезжаете в 11 часов — в часы вашего приема. Если вы принимаете, то со скольки до скольки вы принимаете третью пятницу каждого месяца? — спросила она.

Дальнейший ход событий зафиксирован на видеозаписи. Владимир Зябко вполне мирным тоном попросил женщину задавать вопросы по существу, после чего сам спросил: «Что вы хотели?» Последовал ответ: «Ну, мы же не будем снимать?» А затем разрешительное от чиновника: «Снимайте, что хотите. Это ваше право».

Эмоции постепенно накалялись. Зябко обвинили в нарушении прав из-за отсутствия приемов граждан, чиновник предложил недовольным обратиться в прокуратуру.

— Когда мне будут компенсированы приемы, которые я так и не получила?

— Все, что вы сказали, неправда. Компенсация законом не предусмотрена.

На чиновника сыпались различные обвинения вплоть до «вы на часы смотрите». Внезапно женщина за кадром, по всей видимости, сотрудница ГЖИ, грозным голосом отчеканила: «Здесь запись запрещена, это режимный объект». Следом не выдержал Зябко.

— Все, до свидания, — обронил он и стал покидать кабинет. В ответ ему летело: «Куда вы пошли? Мы не закончили прием! Вы нарушаете мои права!»

Чиновник же надел пальто и вышел из здания правительства на улицу.

Сама Мачнева разместила видео на своей странице «ВКонтакте». В комментариях развернулась полемика о действиях основных персонажей. Одни упрекали женщину в демагогии, другие заявили о недопустимости ухода чиновника с рабочего места.

Все бы так могло и остаться на просторах Интернета, но в ГЖИ заметили опубликованное в Сети видео. А заодно — комментарии Мачневой, нелестно отзывающейся о Зябко. В пяти строках были использованы слова «огрызаясь» и «наглое».

Чиновник подал иск в суд с требованием удалить видеозапись и не распространять ее в дальнейшем.

Как следует из искового заявления (копия есть в распоряжении «Росбалта»), Зябко и его представители считают незаконной видеозапись приема граждан в кабинетах правительства города.

«Согласно положениям статьи 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату», — говорится в иске.

Однако на самой видеозаписи мужчина дал согласие на съемку, заявив, что «это ваше право». Как одно соотносится с другим, не совсем понятно. Корреспондент «Росбалта» в среду, 30 августа, попытался дозвониться до ГЖИ по телефонам, указанным на официальном портале администрации Санкт-Петербурга, однако ни по одному из номеров не ответили. Редакция направила письменный запрос в инспекцию, но ответа пока не получила.

В иске, в числе прочего, заявлена компенсация морального вреда. Владимир Зябко оценил вред от действий ответчика на сумму 1 млн рублей. Впрочем, эти деньги в исковом заявлении он попросил перечислить на счет школы-интерната № 13.

Сама Мачнева в разговоре с «Росбалтом» сказала, что не признает иск.

«Я имела право выложить это в открытый доступ, а Зябко был не просто гражданином, а начальником ГЖИ. Мне это право дает 29 статья Конституции», — уверена собеседница агентства.

Первое по существу заседание по иску состоится 2 октября.

Вместе с тем открытым остается вопрос — имеет ли право гражданин снимать чиновников в их кабинетах. Адвокат Евгений Корчаго считает, что любой человек может фиксировать на видео факт противоправных действий любого должностного лица, но с определенными оговорками.

«Целью подобной фиксации должно быть не желание самопиара или развлечения, а документирование факта противоправной деятельности для подтверждения своих слов в правоохранительных или иных уполномоченных органах. Поэтому указанную запись следует не выкладывать в интернет, а приложить к заявлению или жалобе на незаконные действия должностных лиц, если такие имели место быть», — отметил Корчаго.

Илья Давлятчин