Posted 19 ноября 2017,, 16:00

Published 19 ноября 2017,, 16:00

Modified 31 января, 17:32

Updated 31 января, 17:32

«Хочешь ругать Россию — пожалуйста, но не за деньги государства»

19 ноября 2017, 16:00
Деятели культуры — о том, нужен ли госзаказ в искусстве. И каким должно быть бюджетное финансирование проектов.

В Северной столице завершился международный культурный форум. Его участники ответили на вопросы «Росбалта» о том, нужен ли госзаказ в культуре, должны ли творческие деятели брать деньги у государства и накладывает ли это на них какие-то дополнительные обязательства.

Кинокритик, журналист Антон Долин:

«Ничего хорошего в госзаказе нет, никакого смысла в нем нет. Искусство имеет смысл только в том случае, когда им занимаются талантливые люди. А талантливым людям нельзя сказать, чтобы они сделали так, как хочешь этого ты. Классический тому пример — это творчество Сергея Эйзенштейна. Он был приближенным и любимым режиссером Сталина. При этом один его фильм „Бежин луг“ был вообще ничтожен, другой прерван посередине и запрещен, еще два перемонтированы. „Александр Невский“ снимался с проката. Каждая его картина имела проблемы, хотя во всех случаях партия, правительство и лично Сталин ставили ему конкретные задачи. С талантливыми людьми это не работает, они все равно сделают свое. А бездарным отдавать заказ — это только отучать зрителей от тех ценностей, которыми власть может пытаться их научить. Таким образом, госзаказ — вещь бессмысленная.

А вот государственное финансирование культуры — вещь хорошая. Только финансирование должно быть вне идеологии, абсолютно свободным. Единственный принцип, по которому должны отбираться люди или организации для финансирования, — это их талант. Об уровне таланта должно судить экспертное сообщество, а никоим образом не чиновники».

Директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный:

«Когда существует госзаказ, творческие люди всегда имеют выбор: брать или не брать. Но все берут. Кто-то этим пользуется и начинает говорить, что было давление. Я считаю, что если взялся, как говорят в шахматах, ходи. При всем при этом я не понимаю, почему словом „госзаказ“ часто манипулируют именно государственные компании, потому что все театры нашей страны в буквальном смысле слова прекрасно финансируются государством. И вполне логично, что государство за собственные деньги может что-то иногда просить, не на постоянной основе. У нас госзаказ — это штучный товар. И когда действительно государство выдает деньги и говорит: „Ребята, давайте вы вспомните классику или сделаете что-нибудь про юбилей великой Победы“, многие жалуются на шантаж, мол, государство давит и что-то требует. Во-первых, оно имеет право, потому что это его деньги. Во-вторых, у вас всегда есть выбор и возможность от этого отказаться. Это я напоминаю всем нашим „творцам“.

Я разделяю мнение министра культуры РФ Владимира Мединского, который возмущен, что государственные деньги были потрачены на фильмы, дискредитирующие нашу страну. Тот же Андрей Звягинцев, например. Хочешь творить в этом направлении — пожалуйста, но не за государственный счет. В результате государство макается в грязь, а ты получаешь за это международные награды, делаешь себе имя, уничтожая ту страну, которая дает тебе на это деньги. Это неправильная реклама. Такие постановки, как „Тангейзер“, тоже не должны существовать в государственных театрах».

Художник, скульптор Михаил Шемякин:

«Если государство не устраивает безобразного контроля, то госфинансирование — это благо. А если оно начинает контролировать и безграмотные чиновники поправляют мастера, который выполняет заказ — это катастрофа. Когда интеллигенция начинает прогибаться, тогда и рождаются эти безобразные формы социалистического реализма. Хотя если мастера сильные и гнут свою линию, то рождаются такие звезды графического искусства, как Дмитрий Митрохин, Владимир Фаворский. В самом соцреализме было заложено очень много прекрасного, интересного. И соцреализм дал массу больших мастеров, которыми мы, к сожалению, не научились гордиться».

Писатель, режиссер, журналист Михаил Зыгарь:

«Я против комсомольских собраний. Мне кажется, каждый человек должен принимать сам те решения, которые ему кажутся в его конкретной ситуации правильными. У каждого человека разная история. Никто не должен принимать решение за другого. Для кого-то госфинансирование — единственный способ реализоваться и осуществить те проекты, которые он делает, а у кого-то другие принципы и другие возможности. Кто-то понимает, что с этим сопряжены сложности. Кто-то считает, что это не государственные деньги, а средства налогоплательщиков, поэтому ничего противоестественного в этом нет. Я последний человек, который будет навязывать кому-то свои убеждения и кого-то учить, как ему жить.

У меня нет никаких претензий к Кириллу Серебренникову. Мне кажется, тот факт, что он использовал общедоступную городскую площадку — бывший театр им. Гоголя — и сделал из него выдающийся и прославившийся на всю Европу театр — это грандиозное достижение. И если какая-то небольшая, мизерная часть бюджетных денег, которая тратится на культуру, пошла на то, чтобы ему помочь, то я счастлив, что половина процента моих налогов потрачена на что-то прекрасное и великое, а не на то, на что уходит обычно».

Журналист, режиссер Фекла Толстая:
«В нашей стране так сложилось исторически, что культура не может существовать без господдержки. Это абсолютно невозможно. В США, например, нет никакого министерства культуры. Но наша культура не живет на частные деньги. И общество задает себе вопрос: хотим ли мы, чтобы у нас был театр? Это априори убыточная индустрия. Да, мы хотим, мы считаем правильным, чтобы наши налоги шли на содержание театров. Хотим ли мы, чтобы у нас были музеи? Да, мы хотим. Я работаю в государственном музее, и государственных музеев в нашей стране 99 и что-то еще после запятой процентов. Так же, как театров, библиотек и далее по списку. Может быть, какие-то сферы искусства и обходятся без государственных денег, но я не представляю себе этого сценария.
„Госзаказ“ — это довольно бюрократический термин. Важно его воспринимать именно так, не считая, что может быть какой-то госзаказ по сути. Госзаказ на соцреализм уже был и ничего хорошего из этого не вышло. Культура развивается по своим законам, а министерство культуры призвано эти законы видеть, чувствовать и поддерживать развитие сферы в целом. В этом отношении сотрудничество творческих людей с теми, кто формально распределяет деньги, мне кажется очень важным. Культура — не бизнес, тут невозможно выделять деньги на то, что выгодно. Культура гораздо больше и шире желаний и представлений конретных чиновников в тот или иной моент. И важно помнить, что государственные деньги — это просто деньги налогоплательщиков, нас с вами, общества».
Александра Полукеева, Антонида Пашинина, Софья Мохова