Posted 11 января 2018,, 15:15

Published 11 января 2018,, 15:15

Modified 30 марта, 21:03

Updated 30 марта, 21:03

Мир психопата в святочной «Мизери»

11 января 2018, 15:15
В Петербурге поставили «Мизери» по роману Стивена Кинга. Эта история ужасна одной своей основой — миром психопата, готового воплотить в жизнь самые жуткие и омерзительные капризы.

Московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга (произведение это давно вошло в ряды классических в литературе ужасов). В январе зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

Главный герой — Пол Шелдон (Даниил Спиваковский) — американский писатель, которого прославила серия книг про девушку Мизери и ее непростую судьбу. Однажды после посиделок в баре он не справился с управлением машины — автомобиль вылетает в кювет. Там водителя находит местная жительница, преданная поклонница и бывшая медсестра Энни Уилкс (Евгения Добровольская). Писатель сломал ноги, поэтому Энни решила выхаживать его самостоятельно на своей ферме. Так Пол попадает в плен к фанатке. Девушка заставляет литератора написать новую книгу, от которой теперь зависит его жизнь.

Прежде роман неоднократно был адаптирован к театральным постановкам. Среди наиболее известных — спектакль 2012 года на сцене Bucks County Playhouse в Нью-Хоупе (Пенсильвания, США). Его авторы — сценарист Уильям Голдмэн и постановщик Уилл Фрэрс. В 2015 году роль писателя Пола Шелдона, попавшего в плен к своей безумной фанатке, исполнил Брюс Уиллис. Это был его дебют на театральном поприще.

В России «Мизери» прежде ставили в театре «Антреприза „Аполлон“». Роли писателя и его фанатки, серийной убийцы Энни Уилкс, сыграли Борис Соколов и Лариса Малеванная. А в 2003 году в Новосибирском Государственном академическом театре «Красный факел» эти роли достались Сергею Пиоро и Галине Алехиной.

Что же касается постановки с Добровольской и Спиваковским, то она уже не первый раз привлекает петербуржцев в новогодние каникулы. И это несмотря на мрачную тематику и такое же техническое оформление — все действие проходит как будто в глубоком подвале, освещенном лишь тусклой лампочкой.

Достойная экранизация «Мизери» пока только одна — одноименный фильм Роба Райнера 1990 года. Основа этого психологического триллера строится на двух персонажах в замкнутом пространстве. Героиня выглядит ядовитым пауком, мастерски плетущим паутину из хаоса в комнатах и дурных книг в домашней библиотеке. Герой же кажется беззащитным насекомым, против своей воли запертым в плену липкого, как эта паутина, ужаса и полного неведения насчет своей судьбы. Для кино такой формат не очень подходит, так как повествование выглядит статичным.

Кроме того, фильм упрекали в несоответствии актрисы образу Энни Уилкс в романе. При всем великолепии игры Кэти Бэйтс, получившей премии «Оскар», «Золотой глобус» и место во всевозможных топах лучших киноманьяков-женщин, изобразить столь отвратительное существо, которое придумал Кинг, крайне сложно.

Не достигнута эта цель и в постановке Нины Островской. Конечно, Добровольская — многогранная актриса. Она способна сыграть роль девушки с внутренними демонами и разбитной подружки главной героини. В спектакле, однако, нет самых жестоких сцен и не показаны страшные тайны Энни, которые узнал Пол. Поэтому действие выглядит не кровавым хоррором, где в роли мифического чудища предстает человек, а жутковатым святочным рассказом. Ведь наши предки верили, что в дни святок людей могут посещать демоны.

Таких красок добавляет вкрапление Рождества. Праздник этот тоже может существовать лишь в воображении мисс Уилкс. Ведь с такими персонажами ни в чем нельзя быть уверенными. Они могут улыбаться тебе, а через секунду вонзить в тебя нож или топор.

Формат святочного рассказа обусловлен и небольшим хронометражем постановки, из которой, конечно же, пришлось исключить многое. Зато она получилась пригодной даже для юной аудитории. Ведь молодые люди понимают куда больше, чем думают старшие, и тонко чувствуют атмосферу напряжения и тревоги.

Среди взрослых посетителей, перекормленных фильмами ужасов, находятся скептики, которые жалуются, что спектакль не страшный. Но на самом деле эта история ужасна одной своей основой — миром психопата, готового воплотить в жизнь самые жуткие и омерзительные капризы. И что хуже всего — находятся те, кто способен его оправдать, хотя он ни минуты в этом не нуждается.

Добровольская, к сожалению, не передает этого в нужной мере. Она, как и Кэти Бэйтс, выглядит чересчур уютной женщиной, совершенно далекой от божества, вырубленного из единого камня. Но актрис вряд ли можно упрекать: сам мэтр ужаса задал неимоверную планку для создания образа этого монстра. Как бы они ни играли, все равно видно, что это нормальные люди.

Зато Спиваковский, которому, выделена роль весьма заурядного героя, талантливого, но сосредоточенного на зарабатывании денег дешевой мелодраматической франшизой, играет с искрой настоящей социопатии и нервозности. Временами кажется, что преступника и жертву в этой постановке следовало поменять местами. Этот Пол Шелдон, кажется, действительно способен дать бой своей мучительнице, пусть у него и искалечены ноги. А вот в книге это выглядит не вполне правдоподобно. Тем более что изначально Стивен Кинг вообще планировал другую, жуткую, но увы, более логичную развязку.

Конечно, имеет значение пресловутое отсутствие самых омерзительных деталей образа Энни. Положение героя не выглядит таким безнадежным, как в первоисточнике. Но это и заслуга актера, явно не желающего выглядеть бледной тенью на фоне героини. Напротив, здесь солирует именно он. И вообще это разумно. Мы смотрим на происходящее через призму взгляда героя, а в мысли Энни адекватный зритель не может проникнуть.

Несмотря на все недочеты, радует, что наш театр не забывает о других жанрах, кроме драмы и комедии, стремится охватить литературу разного формата и не сосредотачиваться на развлечении публики. «Мизери» в антрепризном варианте хороша уже тем, что кого-то она может вдохновить на прочтение книги. Ценность постановки и в том, что она строится на диалогах и коммуникации, пусть и искаженной через видение безумного человека.

В таком спектакле не приходится рассчитывать на авангардные фокусы вроде ненужных шумовых эффектов, диких мелодий, странного юмора и неуместной игры со светом. Остается только исполнять свою роль, и с этим Добровольская и Спиваковский безусловно справились. А учитывая то, что в начале года на сцене ДК Выборгский идут практически одни комедии, такой нестандартный ход заслуживает похвалы.

Людмила Семенова

Фотографии спектакля смотрите здесь.

Новости культурной жизни Петербурга читайте на сайте «Петербургский авангард».