Posted 15 февраля 2018,, 15:00

Published 15 февраля 2018,, 15:00

Modified 30 марта, 20:41

Updated 30 марта, 20:41

Советский Сальвадор Дали

15 февраля 2018, 15:00
Мир художника Тюленева — это странные образы из воспоминаний. Рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков проходит выставка работ необычного советского художника Виталия Тюленева «Во сне и наяву».

Мастеру присущи многослойность и экстравагантность полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушный вон, призрачная прорисовка образов. Его мир — тот, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, а рядом пролегают земные, подземные и небесные миры. И все это удивительным образом переплетается с отсылками к правде современности. Кажется, что миры Тюленева и Сальвадора Дали близки. Увы, русскому художнику не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу. И все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии.

Отличительная черта Тюленева — скромность, замкнутость живописного мира. Связано это, быть может, с влиянием северной природы родного Ленинграда и Карельского перешейка. А еще с уроками наставников — последователей «сурового стиля», и с идеологией советской эпохи, в которую он искренне верил. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала внутренний мир. Конечно, идеологические и культурные ограничения этого времени тоже наложили свой отпечаток на творческий путь Тюленева.

Поэтому советским Сальвадором Дали ему не суждено было стать, зато он всегда был самим собой.

Виталий Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде. В годы войны он попал в эвакуацию в Тобольск. Именно в эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт.

Когда наступило мирное время, родители отдали Виталия учиться в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ИнЖСА). В этом же институте он с 1956 по 1962 годы учился под руководством Евсея Моисеенко, а после его окончания — в творческой мастерской Академии художеств СССР, у профессора Виктора Орешникова.

Дипломной работой Тюленева была классическая жанровая композиция «Первая борозда». В ранних произведениях видно влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Но выучившись академическим канонам, впоследствии мастер от них отдалился.

Его захватило новое течение, романтика бунтарей-«шестидесятников», не страшащихся новых стилевых тенденций. Как и товарищей по времени и духу, художника вдохновляли путешествия, экспедиции, альпинизм.

Тогда же Тюленев и стал создавать собственную систему, основой которой были метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Его живопись перерастала в «изобразительные стихи», «умозрение в красках». В то же время он не уходил от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывал о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через иллюзорный мир он осмысливал вечные ценности человеческого бытия.

Благодаря влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев стал истинно неординарным мастером. Его отличали многоплановые композиции, ассоциативные и разнородные мотивы, наслоение пространств и времен, странные образы из воспоминаний. Рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

Тем не менее, Тюленев не являлся «белой вороной». У него были единомышленники и поклонники. С 1963 года он регулярно участвовал в выставках как городского и всесоюзного, так и зарубежного масштаба. Стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а затем — педагогом графического факультета в своем родном вузе.

И все же его стиль был ошеломляющим новшеством для советского зрителя. В 1972 году Тюленев присоединился к группе «Одиннадцать». Вместе с товарищами — Германом Егошиным, Борисом Шамановым, Завеном Аршакуни и другими самородками своего времени — участвовал в экспозиции в выставочном зале Союза художников на Охте. Выставка не только была невероятно популярна, но и вызвала бурную полемику, отразила слом былых догматических правил, расширение творческих диапазонов, путей к самовыражению.

В карьере Тюленева взлеты сменялись падениями, в том числе увольнением из Академии художеств в 1972 году. В 1974 году он вступил в партию, с искренней верой в идеалы социализма. Он много писал на историко-революционную тему, как с торжественными, так и с лирическими нотками.

С 1982 по по 1986 мастер работал председателем секции живописи ЛОСХ, неоднократно избирался членом правления Союза художников, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.

По-настоящему тяжелым испытанием для души и творчества художника стала перестройка. Он погрузился в драматический и публицистический жанр, проникнутый отчаянием, а позже стал еще больше замыкаться в мире грез и мифов. Роспись деревянной часовни на Карельском перешейке, «иконографическая программа» из образов православных святых, а также портретных изображений и пейзажей родной природы давали художнику облегчение в непростой период. Он продолжал через грезы искать истину.

В 1996 году Тюленев был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. 25 августа 1997 года мастер скончался в Ленинграде.

Сегодняшняя выставка приурочена к 80-летию со дня рождения художника и представляет избранное из его творческого наследия.

Работы Тюленева хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Выставку «Во сне и наяву» можно посетить до 25 февраля.

Людмила Семенова

Фотографии с выставки смотрите на сайте «Петербургский авангард».