Posted 2 апреля 2018,, 07:43

Published 2 апреля 2018,, 07:43

Modified 31 января, 18:59

Updated 31 января, 18:59

В единственном кинотеатре Царского Села показали «Процессию»

2 апреля 2018, 07:43

В единственном кинотеатре «Авангард», расположенном в Царском Селе (Пушкинский район Санкт-Петербурга) на Московской улице, 32/17, состоялось заседание киноклуба. В рамках этого мероприятия был показан документальный фильм Русского музея «Процессия». Для всех зрителей, пришедших в кинотеатр со 100-летней историей, этот киносеанс был бесплатным.

Русский музей давно и плодотворно работает над созданием фильмов, посвященных шедеврам русского изобразительного искусства. И «Процессия» посвящена картине Василия Истомина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря 9 июня 1798 года». Заказчиком картины, исполненной в 1801 году, был архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (в миру Князев), его фигура в митре на полотне заметно выделяется среди прочих священнослужителей.

Интересно, что судьба этого священника — сама по себе сюжет для авантюрного романа. Он умудрился стать значительной фигурой среди старообрядцев. Будущий архимандрит Герасим, предположительно, «позаимствовал» немалые богатства у старообрядцев и надолго исчез. Позже он появился в Москве как купец второй гильдии, а спустя годы дослужился до настоятеля богатого Тихвинского монастыря.

Картина Истомина изображает важное событие в истории России и Русской Православной церкви: перенесение особо почитаемой реликвии — чудотворной иконы Тихвинской Божией матери из церкви Рождества Богородицы Тихвинского монастыря в Успенский собор в Тихвине после окончания его ремонта и обновления росписей — состоялось 9 июня 1798 года. Эта процессия стала своего рода мистической точкой, в которой сошлись судьбы людей, сыгравших важную роль в истории России, царя, его родственников, предков и потомков, включая несчастного узника Шлиссельбургской крепости Ивана VI, представителей различных религиозных конфессий, а также политические коллизии, развернувшиеся в стране и за рубежом. Полотно — важный исторический документ, вобравший в себя так много информации, что на основе картины Истомина можно написать большой исторический роман.

В церемонии перенесения иконы принимали участие император Павел I и наследник престола великий князь Александр Павлович, императрица Мария Федоровна и второй сын императора, великий князь Константин Павлович, канцлер граф Александр Безбородко, предводитель уездного дворянства Петр Римский-Корсаков (дед композитора Николая Римского-Корсакова), художники того времени, купцы и многие другие. Изображенное событие было непосредственно связано с важнейшими вопросами престолонаследия и преодоления церковного раскола.

«Перед нами стояла музейная задача — сделать фильм о картине Истомина, которая выставлена в Михайловском замке, а репродукция находится в трапезной Тихвинского монастыря. Фильм, на создание которого ушло три года, не относится к разряду конспирологических — это сугубо научная работа, потому что опирается на результаты исторических исследований и изысканий», — сообщила автор сценария и заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

Она напомнила, что архивы Тихвинского монастыря были большей частью уничтожены во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны. Таким образом был утрачен целый пласт истории, что значительно осложняет работу исследователей.

«Тем не менее материала набралось более чем достаточно. Нам удалось показать, что за каждым экспонатом Русского музея лежит такой мощный исторический фон, о котором мы даже и не подозреваем, концентрируясь на изображении и его сюжете», — пояснила Светлана Бирюкова.

В картине кроются корни и последствия многих драматических событий в истории России и ее царей, в том числе — смерть самого императора Павла, центральной фигуры полотна. Рассказывать о шедевре Истомина можно бесконечно. Гораздо интереснее посмотреть «Процессию» на портале Русского музея.