Posted 9 октября 2018,, 10:41

Published 9 октября 2018,, 10:41

Modified 31 января, 20:59

Updated 31 января, 20:59

Тайна гибели главного битломана

9 октября 2018, 10:41
Николая Васина отпели по православному обряду в петербургской церкви. Доказательств, что его смерть была самоубийством, нет.

7 октября в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице прошло отпевание Николая Васина, известного деятеля петербургской неофициальной культуры, трагически ушедшего из жизни 29 августа. Васин скончался в торговом центре «Галерея» на Лиговском проспекте. Многих удивило сообщение об отпевании, так как СМИ еще в начале сентября сообщили о том, что Николай ушел из жизни добровольно. Однако многие друзья Николая не верят в версию о самоубийстве — потому что доказательств на самом деле нет. Именно поэтому настоятель храма на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов совершил чин отпевания Николая как человека, крещенного в православной цервки.

Коля Васин — знаменитый почитатель творчества британской группы The Beatles, художник и коллекционер, превративший свой дом в своеобразный музей ливерпульской четверки, мечтавший построить в Санкт-Петербурге «Храм любви, мира и музыки имени Джона Леннона». О том, почему его смерть вовсе не похожа на самоубийство, рассказал его старый знакомый, художник Дмитрий Шагин, член творческой группы «Митьки», который внимательно изучил обстоятельства происшествия.

Вечером 29 августа Николай вышел из своего жилища в арт-центре «Пушкинская, 10» на Лиговском проспекте. В «Галерее» его видели на четвертом этаже. Свидетели не заметили у него признаков депрессии или опьянения. При этом знакомые Васина отмечают, что битлзфана (он сам предпочитал называть себя так, слово «битломан» ему не нравилось) вообще не интересовали подобные места.

Обстоятельства самой гибели Васина до сих пор туманны. Сообщалось, что он упал с третьего этажа, а по словам ряда очевидцев — с пятого. Сотрудники ресторана, рядом с которым мог находиться погибший, от комментариев отказываются.

В сообщениях о смерти Васина фигурировала якобы предсмертная записка, которую он оставил. Оригинал этой записки следователь показал родственникам Николая, Шагин видел ее фотокопию: «Записка написана на бланке офиса „Храма имени Джона Леннона“, на котором есть адрес Пушкинской, 10. В записке — короткая история жизни Коли и рассказ о плачевном состоянии дел строительства этого храма. И в конце приписка, что невозможно жить в этой стране. А далее подпись: „Четверг, 29 августа“, хотя 29 августа — это была среда. И его имя и фамилия. Скорее всего, этот текст лежал среди прочих бумаг в сумке, которая была при нем в тот вечер. Отсюда вопрос: если в записке было указано, что он Коля Васин, были указаны телефон и адрес „Пушкинской, 10“, которая, собственно, находится напротив „Галереи“, то почему о том, что разбившийся в торговом центре мужчина — именно Коля Васин, было объявлено только 2 сентября?»

Что касается записки в дверях офиса «Храма имени Джона Леннона», фигурировавшей в некоторых новостных сообщениях, то здесь возникло недоразумение: в дверях была совсем другая записка, автором которой был кто-то из друзей Васина, а в ней было просто выражено беспокойство о том, куда Николай пропал.

Как добавляет Дмитрий Шагин, «записка Коли не выглядела предсмертной — это больше похоже на размышления. Коля был человеком очень подробным. Если бы он захотел написать именно предсмертное послание, он бы написал, что завещает коллекцию родственникам или кому-то еще». Художник говорит, что все выглядело так, будто Николай отправился на встречу с кем-то.

Но и в справке, данной следователем родственникам Николая 8 сентября, о самоубийстве не сказано однозначно. В качестве причины смерти там указано «падение, прыжок или сталкивание с высоты с неопределенными намерениями». Ситуацию могли бы прояснить записи с видеокамер торгового центра, но на данный момент никто из близких покойного их не видел. И, конечно, для друзей Николая Васина версия о его самоубийстве попросту не соотносится с его образом.

«Я знаю Колю. И незадолго до случившегося я его встретил — он был полон планов, жизненных сил, у него не было никакой депрессии. Он позвал меня на организованный им концерт в честь Дня рождения Джона Леннона, намеченный на 9 октября. Также Коля сказал, что начал писать третью книгу», — говорит Шагин.

Игорь Лунев