Posted 28 декабря 2018,, 11:51

Published 28 декабря 2018,, 11:51

Modified 30 марта, 17:50

Updated 30 марта, 17:50

Анатомия слухов: увольнение Албина как политтехнологический кейс

28 декабря 2018, 11:51
В выборных баталиях личность главного кандидата — вопрос вторичный.

В информационном поле Санкт-Петербурга столкнулись две кампании. СМИ, условно лояльные спикеру петербургского парламента Вячеславу Макарову, позиционировали Игоря Албина как лучшего вице-губернатора и самого влиятельного петербургского чиновника. Слухи об отсутствии окончательной определенности с кандидатом в губернаторы заставили многих увидеть в этом намек на то, что кандидатскую колоду могут перетасовать в его пользу.

Оппонирующая сторона — «фабрика троллей» — удачно подхватила тему с лидерством Албина, «раскачала» ее с помощью фейковых ресурсов и вывела на иной уровень. Смысл очевиден: при действующем врио главы города Александре Беглове губернаторские замашки любого кандидата воспринимаются как фальстарт и троллинг.

Дело кончилось тем, что известная в Северной столице общественная активистка Алла Андреева, аккредитованная от рязанской газеты, смогла получить слово на главной пресс-конференции года. Несмотря на то, что «обидчики» давно находятся под следствием, а сама общественница уже получила ключи от квартиры, тема обманутых дольщиков Петербурга с Андреевой «на флаге» вновь зазвучала.

В ее кратком и эмоциональном спиче Албин был обозначен как главный злодей. Говорят, Андреева значительно ближе к «фабрике», чем к Рязани. Поэтому публикации на фейковых ресурсах можно назвать разминкой перед серьезным ударом. Парадокс в том, что мероприятия такого уровня не предполагают углубленных разбирательств, так что двадцатого декабря для Игоря Албина как для вице-губернатора начался обратный отсчет. Отставка в итоге состоялась на седьмой день после пресс-конференции.

В контексте смены политических элит в регионе это событие было вполне предсказуемым. Однако по слухам, Албин пользовался поддержкой серьезных игроков федерального центра. Это весомое обстоятельство — ему прочили либо сохранение статуса-кво, либо отставку в связи с кадровым переходом на повышение.

В итоге Албин ушел «в никуда». Причем не после оглашения новой структуры правительства, а в результате федерального скандала. И для него, и для его союзника в петербургской политике Вячеслава Макарова, и для группы лояльных спикеру депутатов, в том числе, оппозиционных, отставка Албина — очевидное аппаратное поражение.

Этот кейс вскрывает невидимые для широкой общественности действа. Пока все говорят о структуре правительства, о новой команде и о фигуре кандидата № 1, «под ковром» разворачиваются настоящие политтехнологические баталии. Вопрос в том, кто именно в 2019 году приведет главного кандидата к победе в ключевом для выборов субъекте и заработает политические и аппаратные «очки». Более того, в этой битве личность кандидата — вообще вопрос вторичный.

Формально по статусу главную технологическую команду на сегодня составляют профильный вице-губернатор Константин Серов и близкие к нему политтехнологи Александр Ершов и Дмитрий Карасев. Все они были знакомы еще до того, как Серов возглавил Невский район.

Серьезные позиции также у инкорпорированного в технологические структуры Администрации президента Александра Серавина. Утверждают, в документах у начальника управления внутренней политики Кремля Александра Харичева напротив строчки «Санкт-Петербург» в качестве главного технолога фигурирует именно он.

И Серов, и Ершов, и Серавин сотрудничают между собой и достались Беглову в наследство от Полтавченко. Первые по линии администрации города, второй — по линии Администрации президента. Тем не менее, Серавина как технолога федерального уровня следует отметить отдельно. В его команду можно записать политтехнолога и депутата Ленобластного законодательного собрания Алексея Ломова с несколькими коллегами. Все они продолжительное время работали с ЦИК «Единой России» в Петербурге и Ленобласти, в том числе совместно.

По слухам, от администрации президента в качестве независимого эксперта курирует выборы в Петербурге еще один федеральный технолог — Глеб Кузнецов.

Еще одним интересным фигурантом может стать бывший сотрудник Администрации президента Борис Раппопорт, только что успешно отработавший на выборах в Приморье. Его фигуру связывают с Сурковым, Говоруном и Харичевым. Также ему приписывают работу с Украиной и Донбассом по линии АП. Поговаривают, его появление в регионе — вопрос решенный. Остается только дождаться, в каком статусе он будет командирован в Петербург — в качестве чиновника федерального или регионального уровня. Концептуально Раппопорт может сработаться с первыми двумя командами.

Отдельно, в стороне и особняком, за процессом наблюдает ректор Горного института Владимир Литвиненко, доверенное лицо Владимира Путина, со своим избирательным штабом, технологами и подготовленным медиаресурсом.

Также в городе начинает работать группа Владимира Табака. Порядка десяти молодых технологов, качественно зарекомендовавших себя на федеральном уровне, постепенно включаются в аналитику, социологию, работу в сети. Эксперты часто называют их «особым отрядом» Сергея Кириенко. Достаточно сказать, что эта команда занималась сетевыми кампаниями Олимпиады в Сочи и президентских выборов.

Отдельного внимания заслуживает уже упомянутая технологическая группа «фабрики троллей», позиционирующая себя как команда аналитики, социологии, мониторинга и контроля. Не так давно в ней произошла рокировка — осознав масштаб кампании в Петербурге, малоизвестный по сравнению с упомянутыми коллегами политтехнолог Ярослав Игнатовский «подсидел» опытную Ингу Бурикову, которая изначально должна была руководить этим направлением работы.

Сегодня группа представляет собой около сорока «рекрутов»-технологов, закрепленных за разными территориями. В их задачи входит мониторинг, социология и аналитика. По слухам, районы реагируют на посланцев по-разному. В некоторых на уровне глав администраций запрещены любые контакты с представителями «фабрики», в других их путают с представителями штабов несистемной оппозиции. При этом, по информации из источников в самой группе, объемы социологических выборок и количество заявленных экспертов превосходят все самые смелые ожидания социологов и аналитиков.

Именно между «фабрикой» и группой Макарова разворачивается основная мелодрама. К слову, Ингу Бурикову, обладающую компетенциями и личным контактом с руководителем аппарата врио губернатора Любовью Совершаевой, со счетов сбрасывать рано. Ей вполне по силам взять реванш. Особенно с учетом следующего обстоятельства.

Пока представители «фабрики троллей» носят в Смольный оплаченные спонсорами инициативные исследования и воюют с группой Макарова-Албина, молодой, но активный и профессиональный десант Кириенко планомерно встраивается в официальные структуры штаба, обеспечивая ту же аналитику, социологию и мониторинг, как говорят, на более качественном уровне.

Стоит отметить, что перечислены были не все желающие участвовать в процессе, а только ключевые игроки. Альянсы групп пока не очевидны, но уже через месяц события начнут ускоряться, «пена» сойдет, и рельеф «кандидат — команда» начнет прослеживаться значительно четче.

Тем временем, «новый» Смольный пока никому не отдает предпочтение и держит мхатовскю паузу. А врио губернатора Александр Беглов не планирует полностью отдаваться в руки любых технологов, и многие решения о кампании, ее смыслах и содержательной повестке принимает сам. Это уже не слух и не тенденция, а очевидный факт.

Анна Хмелева