Posted 2 марта 2019,, 13:35

Published 2 марта 2019,, 13:35

Modified 30 марта, 17:24

Updated 30 марта, 17:24

«Ради науки мы шли на компромиссы с властью, но не совестью»

2 марта 2019, 13:35
В России жил лишь один лауреат Нобелевской премии по физике. Но в ночь на 2 марта академика Жореса Алферова не стало.

О смерти знаменитого ученого сообщил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Уже много лет Алферов избирался в Госдуму от коммунистической партии, но никто не охарактеризует его безличным словом «депутат». Для страны и всего мира он был намного большим.

Алферов родился 15 марта 1930 года в Витебске. Шестью годами ранее на свет появился его старший брат, которого родители назвали Маркс. Жоресу же подобрали имя в честь чуть менее известного «левого» — вождя французских социалистов и антимилитариста Жана Жореса. Семья много переезжала, и лишь после войны вернулась в Минск. Там будущий академик с золотой медалью окончил среднюю школу № 42 и начал учиться в Белорусском политехническом институте (ныне БНТУ) на энергетическом факультете — но по совету учителя физики вскоре перевелся в ленинградский ЛЭТИ. На факультет электронной техники он был принят без экзаменов.

После окончания вуза Алферов остался в Северной столице, в физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе на должности младшего научного сотрудника. Потом он станет его директором и председателем научного совета. С этим учреждением была связана почти вся жизнь Алферова. Он уйдет только в 2006 году, но сохранит свое влияние на институт и близкие ему структуры.

В 1961 ученый стал кандидатом физико-математических наук, а девять лет спустя защитил докторскую диссертацию. Работу он совмещал с преподаванием в ЛЭТИ, где заведовал базовой кафедрой оптоэлектроники. В 1988 году Алферов был назначен деканом физико-технического факультета СПбГУ, еще ранее — принят в Академию наук СССР. Когда после распада Советского Союза она была реорганизована в РАН, Алферов получил звание почетного академика и вице-президента. В 2013 году он баллотировался на пост ее президента, но занял второе место.

Еще в молодости ученый стал интересоваться полупроводниками. «Как одно из самых ярких событий в жизни я вспоминаю свое первое участие в полупроводниковом семинаре в Физтехе в феврале 1953 года. Я был потрясен докладом о рождении открытия в той области науки, в которой я делал свои первые шаги», — отмечал позднее будущий нобелевский лауреат.

Впоследствии Алферов хранил лабораторный журнал того времени с записью о создании 5 марта 1953 года первого советского транзистора с p—n переходом. Молодые советские ученые буквально за несколько месяцев заложили основы транзисторной электроники. Разработки, предложенные группой Алферова в конце 60-х годов, стали основой для создания полупроводниковых лазеров и светодиодов. Разработанные им солнечные батареи позднее смогли прослужить четырнадцать лет на космической станции «Мир».

Исследования Жореса Алферова привели к появлению принципиально новой электроники. Собственно, благодаря его открытиям стало возможно развитие многих современных технологий, которые требуют быстрой передачи данных по волоконно-оптическим связям. Да, речь идет об интернете, которым мы пользуемся каждый день. Его разработки легли в основу создания множества приборов — от лазерных указок до СD-проигрывателей. В 2000 году Алферов был удостоен Нобелевской премии за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной оптоэлектроники.

За плечами у Алферова было более 600 научных работ, пятидесяти изобретений, множество российских и зарубежных премий. Но просто признания в научном мире ему было недостаточно. Он очень внимательно относится к воспитанию молодых ученых и основал Академический университет. Одно из его подразделений — лицей «Физико-техническая школа» для школьников 8-11 классов признан одним из лучших учебных заведений России по результатам ЕГЭ и победам на российских и международных олимпиадах школьников.

Алферов считал, что ученых нужно готовить комплексно — со школьной скамьи до аспирантуры. Нобелевскую премию он вложил в создание Фонда поддержки образования и науки (Алферовского фонда). Его целью была поддержка талантливой молодежи и поощрение творческой активности в проведении научных исследований.

С 1989 года Алферов был народным депутатом СССР, а с 1995-го каждый срок избирался в Госдуму. Но думскую трибуну академик использовал в первую очередь для отстаивания интересов науки.

«Ради этого великого дела мы шли иногда на компромиссы с властью, но не с совестью. Все, что создало человечество, оно создало благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или в президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования», — писал он в книге «Физика и жизнь».

С 2013 года Алферов выступал против реформы РАН, был критиком введения ЕГЭ и перехода на двухступенчатую систему высшего образования. Академик сетовал на то, как мала финансовая поддержка ученых в нашей стране. «Финансирование науки в России сегодня — это 1/17 от США, 1/12 — от ЕС, 1/7 — от Китая и Японии», — заявил он на одном из думских заседаний. Ученый также с горечью отмечал, что российские футболисты в наше время получают больше, чем нобелевские лауреаты. «Развитие человечества всегда было основано на науке и рождаемых наукой новых технологиях», — говорил он.

Выступая на одном из заседаний Госдумы, Алферов сравнил ситуацию в российской науке и экономике с теорией бокала шампанского. По его словам, он услышал о ней на симпозиуме нобелевских лауреатов в Потсдаме, где обсуждались проблемы устойчивого развития планеты.

«Если мы посмотрим на этот бокал, то он отражает распределение доходов между 10% самой богатой группы населения, и 10% — самой бедной. Вот в верхней части, куда шампанское наливается, 87% доходов в мире принадлежит этой 10-процентной группе. А вот в тонкой ножке, которая и поддерживает этот бокал, 10% самых бедных — 1,4% общих доходов. Эта ситуация отражает на самом деле разрыв между доходами жителей стран золотого миллиарда, высокоразвитых стран, и глубокой бедности подавляющего большинства населения остального мира», — разъяснял Алферов депутатам.

При этом ученый призывал прекратить протесты против ГМО-продуктов, а также считал, что государство не должно вмешиваться в научную работу.

«В направления научных исследований пусть и правительство, и государство вмешивается как можно меньше. Существует множество примеров и у нас, и за рубежом. У нас в свое время правительство вмешалось в генетику. Это ни к чему хорошему не привело. Черчилль развивал оптическую локацию вместо радиолокации. Опять ничего хорошего. Правительство должно поддерживать развитие науки и образования. А вот те направления, которые нужно развивать, должны определять ученые», — говорил нобелевский лауреат «Росбалту» в 2016 году.

До последнего Алферов проявлял общественную активность, выступал с заявлениями, появлялся на пресс-конференциях, преподавал. В ноябре прошлого года у 88-летнего академика случился приступ гипертонической болезни. Ученый был доставлен в одну из московских больниц, но быстро выписан. Тогда пресс-служба РАН докладывала о хорошем самочувствии академика.

Но в ночь на 2 марта Жореса Алферова не стало. Говорят, что долгая болезнь все же победила. Страна потеряла ученого мирового масштаба — того, кто всю свою жизнь двигал вперед отечественную науку и пытался добиться для нее справедливого места в нашей жизни.

Анна Черникова