Posted 3 марта 2019,, 07:35

Published 3 марта 2019,, 07:35

Modified 31 января, 22:13

Updated 31 января, 22:13

«Вольное слово в остывшей золе»

3 марта 2019, 07:35
В «Артмузе» до 5 марта можно посетить выставку Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок».

Название экспозиции вполне соответствует содержанию, но вот порядок имен, конечно, надо бы поменять. Потому что ядром экспозиции стала реакция скульптора Павла Белана на сибирский панк-рок в целом, и на творчество «Гражданской обороны» в особенности.

Начиная с середины 1980-х на Советский Союз обрушилась мощная «сибирская волна», частью которой стали Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию», «Черный Лукич» и, конечно, Егор Летов с «Обороной» и проектом «Коммунизм». Это далеко не полный список — только самые яркие представители направления.

Нарочно избегающие эзопова языка, сочетающие непривычно откровенные и яростные социально-политические высказывания с грязным гаражным звуком, они вызывали у слушателей ощущение беспросветной тоски и злость на несправедливое устройство мира. Пожалуй, наивысшей точки развития сиб-панк достиг к концу 1980-х — началу 1990-х годов прошлого века. Дальше резонанс пошел на убыль, если не считать проектов Летова.

Этому феномену отечественной культуры и посвятил свои работы скульптор Павел Белан, закончивший московскую Академию художеств. Летом этого года посетители Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме уже могли видеть его работы «Металлический дом», «Последний фильм», «Книги красная и белая».

Обе выставки вдохновлены поэзией, пусть в первом случае она является уже классической, а во втором еще только движется к официальному признанию. Пока что, как мы помним, министр культуры относит поклонников «Гражданской обороны» к маргиналам.

Но роднит эти выставки не только поэтический импульс, лежавший в их основе. Ключевой для обеих экспозиций является тема умирания и возрождения.

«Каждый человек в определенном возрасте неизбежно понимает, что прожил уже точно больше, чем ему осталось. И тогда возникает вопрос: куда все возвращается? У Летова очень интересный подход к смерти. Его песня «Прыг-скок» — это глубочайшее произведение о переходном, пограничном состоянии», — рассказал Павел.

Сам же Егор Летов представлен на выставке виртуально. Играет его музыка. Но голоса не слышно. Можно подойти к его коллажам. Но это копии. Нет ощущения, что он куда-то вышел и вот-вот вернется.

Пожалуй, отсутствие подлинников — это именно то, что мешало полному погружению в летовский мир. Возможно, так и было задумано, ведь перед нами выставка, вдохновленная Летовым, произрастающая из него, но все-таки обособленная, с собственным дыханием и звучанием.

Важно, что выставка была организована при содействии жены Егора – Натальи Чумаковой. Это придает событию особый статус.

«Когда Егора спрашивали про то, как он относится к своим последователям, он всегда отвечал, что хотел бы видеть ими тех, кто по-своему – оригинально и не похоже ни на кого – делает свое дело, — рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» Наталья. — Поэтому я очень рада, что его творчество вдохновило замечательного скульптора Павла Белана на его работу, и что ему удалось в полной мере донести свои идеи до зрителей».

На открытие пришла на удивление разнообразная публика — приличного вида дамы, фиксирующие объекты на «мыльницы», матери с детьми, девушки и юноши богемного вида, неизбежные молодые ребята в футболках «Гражданская оборона».

Последних, кстати, было совсем немного. Они ходили за Константином Рябиновым, сооснователем группы и соратником Летова. Засматривались на него так, что сразу становилось понятно, что именно он является для них здесь самым главным экспонатом.

«Эта выставка — еще одно видение сибирского панка, я бы даже сказал, сибирской поэзии. Еще один интересный ракурс этого явления. Здесь есть копии коллажей, которые сделаны мной и Игорем Федоровичем, — рассказал Константин Рябинов. — Для группы “Гражданская оборона” художественное оформление альбомов было неотъемлемой частью музыки. Мы уделяли этому очень пристальное внимание. У Игоря Федоровича это получалось очень ловко — он всегда попадал в точку».

Конечно, объекты выставки — это не трехмерные иллюстрации к песням Летова. Это нечто большее. Они продолжают его мысли, но делают это бережно, с почтением. Поражает разнообразие техники и материалов. Здесь и обожженное дерево, и картон, и полиэтилен, и воск, и папье-маше, и ржавый металл. Кажется, что работал не один художник, а целая бригада. На стенах можно увидеть фотографии участников сибирского андеграунда. Распечатаны они на обычной бумаге.

Во многих случаях глаз легко находит пиксели — свидетельство изначально плохих цифровых копий, найденных на просторах интернета. Но это не раздражает и не вызывает недоумения — есть в этом что-то от ранних записей «Обороны», сделанных в домашних условиях на бобинный магнитофон. В этой простоте есть своя прелесть и метафора.

Константин Рябинов посмотрел фотографии с особым вниманием, отметив, что есть среди них и такие, каких он никогда до этого не видел.

В заголовке материала использована строчка из песни Летова, которая может стать ключом для понимания главных объектов экспозиции. Она вспоминается без всяких усилий, сама по себе, когда ты оказываешься в выставочном пространстве.

Да и сам художник упомянул ее в разговоре: «Образ золы – это ответ на вопрос откуда человек приходит. Он отдает свою энергию – жизнь, поэзию, и возвращается обратно, но его идеи переходят следующим поколениям. И так эта цепочка движется».

Дмитрий Глебов