Posted 22 марта 2019,, 18:35

Published 22 марта 2019,, 18:35

Modified 31 января, 22:23

Updated 31 января, 22:23

СМИ получили «Золотое перо» под ребро

22 марта 2019, 18:35
Возможно, «новые медиа» смогут вдохнуть жизнь в петербургскую журналистику — хотя некоторые считают, что ее давно уже не существует.

Результаты конкурса«Золотое перо» объявили в Доме журналиста на Невском, 70 — впервые после масштабного ремонта здания. Ранее победителей традиционно награждали в ресторанах, что, как поговаривали, не очень хорошо соответствовало концепции интеллектуального мероприятия. Однако сменой места проведения новизна «Золотого пера» — 2018 не ограничивалась.

Следует напомнить, что впервые победителей конкурса наградили в 1996 году. За это время многое поменялось. Возникли и прижились электронные СМИ, определившие новую эпоху в российской журналистике. В этом году в конкурсе и вовсе появилась номинация «Новые медиа». Теперь на «Перо» могут претендовать незарегистрированные в качестве средств массовой информации общественно-значимые медиа-проекты. К ним организаторы относят Youtube- и телеграмм-каналы, подкасты, интернет-журналы, интернет-порталы и другие — возможно неопознанные пока инициаторами номинации — новые медиа. Это формулировка говорит достаточно ясно: будущее уже на пороге, но мы не знаем, какое у него лицо.

«Новые медиа» можно называть одной из самых главных номинаций конкурса, поскольку она очень хорошо отражает состояние современной российской журналистики. В этом году за победу в ней боролись журналисты проектов ROMB, «Ротонда», «Письма Бумаги», а также авторы мобильного приложения-игры «Гэбня».

Награду в итоге получила «Ротонда». Нужно сказать, что этой победы все ждали. Буквально на днях соавтор телеграм-канала, Мария Карпенко, сама стала героем многочисленных публикаций в СМИ. На своей странице в социальной сети она объявила, что ее уволили с должности корреспондента издания «Коммерсант» в связи с недовольством Кремля и Смольного тем, как она освещает предвыборную кампанию Александра Беглова. За нее сразу вступился Союз журналистов, назвав увольнение «явным давлением на журналистку и попыткой нарушения ее конституционного права на свободу слова».

Интересно, что генеральный директор «Коммерсанта» Владимир Желонкин объяснил увольнение Карпенко именно работой в «другом СМИ».

«Она выбрала новое медиа и перешла в него. Мы всячески это приветствуем, молодежь должна развиваться. Она ушла в „Ротонду“, в современном мире это такое же медиа, как и мы. Можем пожелать ей только удачи», — отметил он.

Какие-либо претензии к профессиональной деятельности Карпенко при этом упомянуты не были. Кстати, в этом году она попала в шорт-лист «Пера» сразу в двух номинациях: «Новые медиа» и «Политика». В последней журналист оказалась как раз благодаря публикациям в «Коммерсанте», но награду в этой категории не получила.

«Нас сегодня награждают за медиа, кооторое было маргинальным, а стало мейнстримом. Я не хотела бы, чтобы журналистика проделала обратный путь», — сказала во время церимонии награждения Мария Карпенко. Заодно она поблагодарила журналистское сообщество за поддержку, оказанную ей в последние дни.

Буквально за неделю «Ротонда» дейстительно стала самым популярным «новым медиа» на информационной грядке Северной столицы. Достаточно сказать, что на фоне скандала число подписчиков Маши Карпенко и Ксюши Клочковой возросло почти в три раза. В талантах обеих журналисток сомневаться не приходится. Другой вопрос — каков был бы результат, если бы награждение проходило в прошлую пятницу.

Так или иначе, журналисты все чаще стараются писать не только в старых, «традиционных» СМИ, но и в телеграм-каналах — это, без сомнения, тенденция. Там нет цензуры, их формат лучше соответствует запросам современного читателя, который не всегда найдет время на обстоятельный лонг-рид. Другое дело, что пока на них особо не заработаешь. Так что новые медийные направления представляют собой скорее отдушину или хобби — во всяком случае, пока.

В то же время многие федеральные издания за последние годы закрыли свои бюро в Петербурге или же значительно сократили их штат. Да и попытка Life78 произвести революцию на местном медиарынке закончилась разгромом канала по всем фронтам.

Так что, возможно, именно «новые медиа» вдохнут жизнь в петербургскую журналистику, которой, по мнению писателя и ведущего Ильи Стогова, не существует уже лет пятнадцать.

«Понятно, что во все времена только Петербург являлся эталоном того, что может считаться журналистикой. Именно у нас работали люди, которые и в 1930-е, и в 1960-е взрывали все. Если говорить про перестройку, то нигде даже близко не было ничего такого, как невзоровские „600 секунд“, как „Музыкальный ринг“, с которого начался миф о „Ленинградском рок-клубе“ или как „Пятое колесо“. Курехин сказал, что Ленин был гриб, и от этого Советский Союз развалился. С годами Петербург сначала становился очень провинциальным на фоне Москвы, а последние лет 15 даже и без всякого фона. Он превратился в нечто не очень вразумительное даже на фоне Саратова», — говорит он.

По этой же причине Стогов вообще не видит повода рассуждать о петербургской журналистике. По его мнению, сегодня просто не существует местных авторов, которых знал бы «средний» житель города.

«Премия „Золотое перо“ вручается каждый год. Кто эти люди?! Я работаю в медиа 30 лет. И в последние годы ни одного из них не знаю. Называть пиарщиков власти и топливных монополистов журналистами не совсем правильно. Журналист и грантосос — это разные вещи. Журналист должен говорить о мире, в котором мы живем, о времени. А те, кто за бабки готов что угодно вывернуть наизнанку — никакого отношения к журналистике даже путем очень большого насилия над логикой не могут иметь. Вот что я думаю и о премии, и о журналистах», — рассказал писатель.

Так что получается, что благодаря блогам и социальным сетям сегодня любой может действовать как журналист. И регистрация СМИ не требуется, чтобы говорить о проблемных вопросах. В любом случае появление награды, посвященной им, можно считать своего рода знаковым событием, и удивляться ей не стоит. Хотя, конечно, нельзя себе представить, что в следующем году представители «новых медиа» будут участвовать на равных и в других номинациях. Но конкурс обновляется и молодится. Тенденция как минимум интересная.

Дмитрий Глебов