Posted 14 мая 2019,, 13:05

Published 14 мая 2019,, 13:05

Modified 30 марта, 16:52

Updated 30 марта, 16:52

Как полковник у Зюганова в Петербурге партию отобрал

14 мая 2019, 13:05
Борьба за власть в Северной столице не завершена, и спикер городского парламента в ближайшее время еще больше усилит свое влияние.

Не секрет, что формально спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров весьма активно поддерживает врио губернатора Александра Беглова, в том числе обещает действующему градоначальнику развернуть активную деятельность в рамках его будущей избирательной кампании.

Однако в кулуарах поговаривают, что борьба за власть в городе еще не кончилась. Просто теперь она еще больше скрыта от любопытных глаз. Между тем и партия «Единая Россия», и большинство кандидатов в муниципальные депутаты, и львиная доля законодателей регионального парламента — включая представителей оппозиционных партий — продолжают напрямую зависеть от Макарова и сохраняют свою лояльность по отношению к нему. А вот в распоряжении команды врио находятся только правительство и небольшое количество кандидатов в муниципалы, у которых явно будет немало соперников.

До недавнего времени единственной относительно неподконтрольной структурой в ЗакСе и на уровне регионального отделения оставалась КПРФ, подчинявшаяся напрямую своему партийному центру. Однако в настоящей момент внутри партии развернулась битва за власть, которая только выглядит как внутрипартийное соревнование. По слухам, она представляет собой самый настоящий захват регионального отделения политическими «менеджерами» Вячеслава Макарова. Причем «операция» уже вступила в финальную стадию.

Корни этой борьбы уходят в недалекое, но прошлое. До 2016 года спикер Макаров не раз предпринимал попытки поставить под контроль петербургских коммунистов в петербургском парламенте с помощью бывшего руководителя фракции Владимира Дмитриева. Однако тот не был переизбран в 2016 году, и в результате и партийная структура, и парламентская фракция вышли из-под влияния спикера ЗакСа.

Стоит отметить, что фракция КПРФ единственная, кому в парламенте не дают пользоваться знаменитой «депутатской поправкой»: все остальные законодатели успешно согласовывают свои расходы. То есть доступа к парламентскому финансированию лишены вовсе не официальные оппозиционеры, а те, кого принято называть системной оппозицией.

Сразу после назначения Александра Беглова Макаров начал процесс возврата контроля над петербургскими коммунистами. Основным действующим лицом в его конструкции является все тот же Владимир Дмитриев (сейчас и он, и его сын вновь возглавляют районные отделения).

Так, на последней отчетно-выборной конференции партии в декабре 2018 года все «антимакаровские» представители территорий, а также члены Горкома и Бюро были выведены из руководящих органов. По слухам, «новая» партийная власть говорила об эффективности, равномерном квотировании и справедливости, а лишенные партийной власти и влияния коммунисты — о неуставных, неправомерных и фактически рейдерских действиях группы реваншистов.

Действия, о которых идет речь, банальны и прозаичны. В ход пошли неуставные пленумы в одних районах, массовые исключения из партии в других, сокращение вдвое численности членов горкома, исключение из него старейших членов партии, депутатов и других партийных лидеров, а также снижение квот в одних районах при сохранении прежнего количества в других.

Стоит ли говорить, что «головы с плеч» полетели именно у «антимакаровских» коммунистов, а партийцы, лояльные Дмитриеву и спикеру ЗакСа, напротив, за счет вышеперечисленных манипуляций смогли получить необходимое большинство.

Исключенные члены партии пытались жаловаться и петербургскому, и московскому руководству. Юрий Афонин, заместитель председателя ЦК КПРФ, ответственный за Петербург, говорят, был в курсе происходящего, и во всеуслышание обещал прислать проверку в Приморское и Калининское районные отделения. Однако она так и не состоялась. Поговаривают, что из-за тесных отношений Афонина с Макаровым и с Дмитриевым.

Исключенные партийцы теперь восстанавливаются через местную же контрольно-ревизионную комиссию. Правда, необходимые конференции уже прошли.

Таким образом, похоже, что до окончательного перехода партии под контроль Вячеслава Макарова осталось совсем немного. К настоящему времени абсолютное большинство членов Горкома, Бюро, руководителей районных отделений через Владимира Дмитриева аффилированы спикеру ЗакСа.

Более того — говорят, что как только вопрос с политикой партии был фактически решен, Макаров и верные ему люди перешли к проблеме ее управления.

Первым делом от принятия любых решений по губернаторской и муниципальной избирательным кампаниям была полностью отстранена первый секретарь Горкома Ольга Ходунова. Кроме того, новое партийное большинство попыталось передать значительную часть ее полномочий второму секретарю Горкома, бывшей главной комсомолке Клочковой. В ведении первого секретаря предполагалось оставить исключительно хозяйственные вопросы, с чем руководитель фракции петербургского парламента, по понятным причинам, не согласилась и соответствующее решение подписывать не стала.

Впрочем, и этот отказ не остался без внимания политических оппонентов — ее «дело» было направлено в ЦК КПРФ для последующих разбирательств. Предположительно для того, чтобы либо подтвердить таким образом перераспределение полномочий, либо впоследствии воспользоваться ситуацией и снять ее с занимаемой должности.

Очевидно, что следующим шагом станет отстранение Ходуновой и заменой ее либо на члена Бюро Ольгу Яковенко, которую связывают с Макаровым, либо — что более вероятно — на лидера Приморской районной ячейки Вячеслав Бороденчика. О лояльности последнего спикеру ЗакСа говорят массовые исключения из партии в Приморском районе, а также совершенно курьезный случай, аналогов которому в Петербурге попросту нет.

Дело в том, что упомянутый Бороденчик одновременно является и муниципальным депутатом, и помощником депутата ЗакСа, что в Петербурге запрещено законодательно. Абсурдность ситуации состоит также в том, что даже помощники Макарова в свое время сложили мандаты муниципалов. Бороденчик же спокойно продолжает занимать обе должности.

Видоизмененные руководящие органы партии уже передали все полномочия и функции, связанные с губернаторской и муниципальной избирательными кампаниями, Владимиру Дмитриеву, который, к слову, не является ни сильным партийным лидером, ни депутатом ЗакСа. Его же назначили руководителем обоих избирательных штабов.

В том случае, если «завоеватели» сумеют удержать позиции, Макаров через Дмитриева сможет контролировать и политическую расстановку муниципальных кандидатов, и кампанию Владимира Бортко. Учитывая, что для Александра Беглова грядущие выборы простыми точно не будут, такой тотальный контроль со стороны политического оппонента — это скорее плохо, чем хорошо.

Для губернаторских выборов это чревато потерей управляемости, для муниципальных — более сложной конструкцией. Слабые кандидаты от коммунистов, скорее всего, появятся именно в тех округах, где от «Единой России» пойдут сильные кандидаты Макарова. А там, где команда Беглова через глав районных администраций сможет выдвинуть своих представителей, в борьбу вступят сильные кандидаты от КПРФ, которых обеспечат всеми необходимыми для ведения избирательной кампании ресурсами.

Ну а в среднесрочной перспективе Вячеслав Макаров сможет через партийную структуру полностью контролировать фракцию КПРФ в следующем парламентском созыве, тем самым уже полностью переформатировав под себя петербургский ЗакС.

Анна Хмелева