Posted 29 мая 2019,, 16:00

Published 29 мая 2019,, 16:00

Modified 30 марта, 16:45

Updated 30 марта, 16:45

Некультурное наследие. Русский музей проиграл суд об авторских правах

29 мая 2019, 16:00
Племянники вдовы известного художника Кривицкого отсудили у госучреждения круглую сумму.

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск племянников вдовы ленинградского живописца Леонида Кривицкого. Выставка его работ и издание соответствующего каталога влетело учреждению культуры в копеечку. Аналогов этому решению до этого дня еще не было.

В апреле 2018 года в петербургский суд поступил иск о защите интеллектуальной собственности и авторских прав. Ответчиками в нем были указаны Русский музей и Алла Кричевская. Истцами — Александр и Юрий Челноковы. Последние приходятся племянниками вдовы известного художника Леонида Кривицкого, автора монументальных полотен на тему войны и революции, чьи произведения хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.

Художник умер в 2015-м, а спустя два года в Государственном русском музее открылась выставка его работ. Экспозиция в залах Михайловского замка состояла из произведений живописи, графики, скульптур из собрания семьи художника. Впервые публике был показан триптих, посвященный Холокосту ― это последнее произведение Кривицкого. Над ним художник работал более 10 лет. Работа никогда не покидала стен мастерской и была доступна лишь избранному зрителю.

Картины музею были переданы Аллой Кричевской, которая приходится дальней родственницей живописцу. Всего — 66 полотен. По договоренности с ней Русский музей также издал каталог произведений художника (в нем порядка 130 изображений). Все бы ничего, но женщина не является наследницей Кривицкого, утверждают истцы. Изначально все имущество должна была завещать вдова живописца. Но в 2017 году она также ушла из жизни, после чего единственными наследниками стали три человека — братья Челноковы и их сестра.

Мужчины посчитали, что выставка и издание каталога нарушают авторские права и подали в суд иск на сумму 1,9 млн рублей. Как сообщил «Росбалту» адвокат истцов Станислав Корнилов, законность их вступления в права наследования была подтверждена нотариусом.

«Когда к нотариусу обращается человек, он требует подтвердить наличие родственных отношений. Это все было сделано. Наследник вступает в права с момента открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя. Раз они — правообладатели, то только с их согласия можно было использовать данные картины», — отметил собеседник агентства.

У Русского музея — другая позиция. По мнению директора учреждения Владимира Гусева, представленные суду справки нотариуса свидетельствуют лишь о желании Челноковых принять наследство, но не устанавливают сам факт этого. Якобы из документов не следует, что Челноковы были признаны наследниками, а значит они не являются и правообладателями.

«Русский музей полагает, что в соответствии с Гражданским кодексом с требованием о компенсации нарушенного исключительного авторского права может обратиться только лицо, этими правами обладающее. Истцами же не представлены доказательства обладания ими исключительных авторских прав на спорные произведения искусства», — заявил «Росбалту» Владимир Гусев.

Государственное учреждение в ходе слушаний просило отказать в иске. Как сообщили агентству в суде, ответчики заявляли, что вдова художника Кривицкого хотела проведения выставки. Адвокат истцов отмечает, что этот момент никто не оспаривал, но соответствующих документов, по его словам, суду предоставлено не было.

Слушания продолжались почти год и наконец Дзержинский суд вынес решение. Иск племянников Кривицкого частично удовлетворен. С Русского музея и Аллы Кричевской взыскано солидарно 700 тысяч рублей.

«Суд огласил лишь вводную и резолютивную части, мотивировка станет известна чуть позже», — пояснил «Росбалту» адвокат истцов.

В Русском музее пока не прокомментировали проигрыш иска, но сомнений в том, что решение суда будет обжаловано, довольно мало.

Илья Давлятчин