Posted 21 июня 2019,, 14:20

Published 21 июня 2019,, 14:20

Modified 31 января, 23:09

Updated 31 января, 23:09

Кино без поп-корна

21 июня 2019, 14:20
Петербуржцы не допустят, чтобы территорию легендарной «фабрики грез» отдали под строительство, уверен директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин.

Если в советские времена доводилось каким-то образом попасть на киностудию «Ленфильм», то непременно встречал в коридорах и на съемочных площадках многих известных актеров. И не удивительно, ведь в период своего творческого расцвета — 60—80-е годы — ленинградская киностудия выдавала на-гора до семидесяти художественных фильмов в год. Надо ли перечислять киношедевры, рожденные на «Ленфильме»?.. Но вот скончался Советский Союз, и на старейшей кинофабрике страны начались серьезные проблемы. В пресловутые девяностые опустели съемочные павильоны, и в коридорах киностудии уже крайне редко встречались знакомые лица…

О том, как удалось избежать гибели легендарной киностудии, существует ли опасность, что ее территорию отдадут под элитную застройку, и когда в Петербурге появится первый в стране кинематографический парк развлечений, в интервью «Росбалту» рассказал генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин.

— Что сегодня происходит на киностудии? Удалось ли реанимировать 105-летнею «фабрику грез»?

— Как известно, в Советском Союзе был единый регулятор всей кинематографической отрасли — Госкино, который одновременно занимался и производством, и прокатом фильмов. Когда появилась новая страна, Госкино СССР перестал существовать (только через два года появилось Госкино России), и вместе с целым рядом проблем резко сократилось производство отечественных кинофильмов. Но, как известно, рынок не терпит пустоты, и очень быстро на экраны российских кинотеатров хлынул поток зарубежной кинопродукции, зачастую низкого качества…

— Вам не кажется, что еще одна, не менее острая проблема парализовала российский рынок киноиндустрии, а именно — слишком привлекательные местоположения так называемых «очагов культуры»?

— Действительно, в СССР кинотеатры, дворцы культуры, сельские клубы строились в каждом городе или в поселке обязательно в лучшем месте, как правило в центре, что после распада СССР оказалось для них роковым. Эти «квадратные метры культуры» стали вдруг востребованы совсем для других нужд, нежели для демонстрации кино с дешевыми билетами. Гораздо выгоднее оказалось в таких «козырных» местах построить какой-нибудь торгово-развлекательный центр, где кинотеатру отводилось далеко не самое почетное место. Так исчезла широкая сеть кинотеатров.

— По-вашему, для Петербурга это было также актуально?

— Думаю, что в меньшей степени, чем для провинции, но, тем не менее, надо признать, что количество кинотеатров в Северной столице к середине 90-х сократилось. И только в самом конце столетия началось возрождение. Вероятно, этому способствовали современные технологии, привнесенные в кинозалы — большие экраны, 2D- и 3D-изображение, объемный звук, удобные кресла… Следом за реконструкцией старых кинотеатров начали строиться новые в спальных районах. А недостатка в кинопродукции, как вы понимаете, не было и нет.

— Да, конечно. Но российский зритель хочет видеть и высококачественное отечественное кино…

— Как я уже сказал, рынок начал диктовать свои законы, что привело к массовой закупке иностранных фильмов. И соответственно, производство отечественных оказалось в глубоком кризисе. Киностудии по всей стране, не получая государственного финансирования, стали выживать кто как может. В том числе распродавать оборудование, сдавать в аренду площади. Не миновала эта участь и «Ленфильм». Так, например, филиал киностудии в Сосновой Поляне практически умер. Из двадцати гектаров до наших дней дожило меньше половины. Остальные площади застроены домами…

— Еще немного, и «Ленфильм» умер бы окончательно?

— Все к этому и шло. Когда мы сюда пришли в 2012 году, уже стоял вопрос о банкротстве предприятия. За накопленные огромные долги были отключены электричество, вода, коммуникации. Разрушены кровли, рушились здания. Но у нас была вера, что все это можно возродить. Предложенная нами концепция в основе опиралась на то, что государство должно остаться собственником. Мы понимали, что частному бизнесу невыгодно иметь кинофабрику в центре города, где очень дорогая земля и ограничены возможности расширения съемочных павильонов. Заметьте, что все крупнейшие мировые киностудии находятся на периферии крупных городов. Самый яркий пример — Голливуд, построенный в 20-годы на пустыре. Хотя теперь это почти центр Лос-Анжелеса.

— В чем суть концепции по возрождению «Ленфильма»?

— Наша концепция строилась на трех китах. Первое — это доход от коллекции ранее созданных фильмов. Кстати, одна из причин, почему «Ленфильм» должен остаться государственным — сохранение для потомков уникальной коллекции советских фильмов. Второе — субсидирование со стороны государства для закупки нового оборудования и техники. И третья составляющая успеха — развитие собственного производства по нарастающей. Мы планировали начать с пяти собственных фильмов в год, затем — десять, в третий год — пятнадцать, и далее не снижая.

— А какая-то техника оставалась на киностудии, когда вы пришли?

— Практически ничего не осталось. Все было распродано. Хотя беды в этом большой нет, ведь вся она была устаревшая. В любом случае пришлось бы ее менять. Мы подсчитали, что на закупку новой техники и оборудования необходимо полтора миллиарда рублей. Такой кредит мы смогли получить в банке ВТБ. Первые средства начали поступать в 2013 году. Увы, вскоре случился кризис, сильно скорректировавший наши планы. Рубль рухнул, а как вы понимаете, все оборудование закупалось за рубежом. К сожалению, наша промышленность не выпускает современную технику для киноиндустрии…

— То есть, сумма кредита, полученная в рублях, практически уменьшилась в два раза?

— К сожалению. Тем не менее, нам удалось приобрести оборудование необходимое для начала работ. Таким образом, новый студийный комплекс может обслуживать сегодня до двухсот проектов в год, то есть, это собственное производство, и аренда оборудования и съемочных павильонов.

— И все же главное в этом процессе — создание собственных фильмов, не так ли?

— Да, можно сказать — «процесс пошел»!

— Какие-то картины, созданные на «Ленфильме» за последние годы, вам хотелось бы отметить особо?

— Во-первых, фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», который в 2015 году на 65-м Берлинском кинофестивале был удостоен награды «Серебряный медведь». Также в прошлом году Алексей снял на «Ленфильме» картину «Довлатов». Еще бы я отметил полнометражный художественный фильм российского режиссера Александра Золотухина «Мальчик русский», мировая премьера которого состоялась 10 февраля этого года на 69-м Берлинском кинофестивале. Он создан на нашей киностудии при поддержке некоммерческого фонда Александра Сокурова «Пример интонации». «Мальчик русский» получил гран-при международного кинофестиваля в Пекине.

Сейчас на студии заканчивается работа над семейной комедией «Этаж». Это такая актуальная для Питера тема — расселение коммуналки. В фильме задействован очень яркий актерский состав — Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Георгий Штиль, Семен Стругачев, Анвар Либабов, Михаил Боярский, Анастасия Мельникова и другие. Я, как генеральный продюсер, планирую премьеру в сентябре… Всего же за последние три года создано шестнадцать собственных фильмов, и нет ни одного на полке.

— Эдуард Анатольевич, кроме производственной деятельности, можете похвастаться какими-то новшествами, произошедшими на любимой петербуржцами кинофабрике?

— Если раньше «Ленфильм» был режимным предприятием, то три года назад мы открыли двери для посещения гостями.

— Неужели теперь можно свободно зайти на территорию киностудии?

— Не совсем так. В производственные помещения, в павильоны, конечно, нет свободного доступа, но в известное каждому ленинградцу-петербуржцу здание с колоннами на Каменноостровском проспекте теперь можно заходить свободно. За его стенами на всех этажах мы выделили пространство для постоянной музейной экспозиции. Здесь же кинотеатр на двести кресел и кино-кафе «Дранков».

— Почему «Дранков»?

— Многие знают имя Александра Ханжонкова, но мало кто знает Александра Дранкова. Между тем этот русский фотограф, кинооператор, продюсер был одним из пионеров российского кинематографа. Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась в Петербурге в октябре 1908 года. А снимали фильм в Разливе. Думаю, что его имя достойно не только кино-кафе на «Ленфильме».

— Похоже, история киностудии стала краеугольным камнем при ее возрождении …

— Кто-то из великих — извините, точно не помню — очень хорошо сказал: «Духовная преемственность поколений — краеугольный камень прогресса и цивилизации». Поэтому особое внимание мы уделяем популяризации и поддержанию интереса к богатой истории «Ленфильма». Музей пока небольшой, но мы стараемся расширить экспозицию, которая сегодня включает в себя подлинные костюмы, интерьеры из популярных фильмов, фотографии, документы, личные вещи известных актеров и многое другое, в том числе коллекцию ретро-автомобилей, задействованных в разное время в съемках многих фильмов. Это наша гордость.

— В музей и в кинотеатр можно свободно попасть?

— Купите билет и добро пожаловать. И музей, и кинозал работают без выходных. Кстати, посещаемость — более пяти тысяч в месяц. А в «ночь музеев» к нам стояла очередь почти до метро Горьковская — всего к нам пришли более 13 тысяч гостей.

— А чем порадует зрителя репертуар вашего кинотеатра?

— Во-первых, нужно отметить, что наш кинозал оборудован самыми современными технологиями демонстрации. О репертуаре можно узнать на сайте «Ленфильма». Он включает в себя фильмы, которые, как правило, не идут широким экраном в городе. При кинотеатре создан «Ленфильм-клуб», где проходит обсуждение картин, встреча с авторами. В перспективе мы бы хотели организовывать экскурсии на территорию киностудии в павильоны, чтобы будущий зритель мог увидеть, как в реальности снимается кино. И еще у нашего кинотеатра есть отличие от всех прочих — в кафе не продается поп-корн.

— Нет ли такой опасности, что кто-то захочет на вашей территории построить элитное жилье? Как-никак — исторический центр Петербурга.

— Благодаря общественному интересу к «Ленфильму» именно в этом месте уже невозможно будет просто взять все снести и что-то новое построить. «Ленфильм» — это часть истории России. Здесь, в театре «Аквариум», в 1896 году состоялся первый в России киносеанс, здесь выступали Шаляпин, Чайковский, Вяльцева… Я уверен, что петербуржцы не хотят и не позволят, чтобы на Петроградской стороне не стало «Ленфильма».

— Эдуард Анатольевич, нет ли в ваших планах чего-то более масштабного, нежели сохранение и обустройство исторической территории?

— Мы давно вынашиваем грандиозный проект создания «Ленфильм-парка» — общественно-культурного пространства в масштабах города и области.

— Что-то наподобие парка «Universal Studios» в Лос-Анджелесе?

— Да, именно. Мне довелось побывать в «Universal Studios», и должен сказать — это колоссальный парк развлечений! Ни в Петербурге, ни в Москве, я уже не говорю про русскую провинцию, нет ничего подобного. Представьте, что вы попадаете в мир кино! Вас окружают герои популярных и любимых художественных и мультипликационных фильмов. Вместе с ними вы проводите весь день, участвуете в съемках, играете, веселитесь. Кругом узнаваемые декорации фильмов, дома, улицы и даже целые деревни из известных картин. А еще, к примеру, в «Universal Studios» в различных шоу принимают участие даже животные-актеры. Помимо чисто развлекательных павильонов и аттракционов парк подразумевает и действующие павильоны, в которых снимают кино в режиме «здесь и сейчас»…

Извините, но об этом можно рассказывать бесконечно. Лучше увидеть самому. В 2016 году мы представляли концепцию «Ленфильм-парка» — российского аналога «Юниверсал-Студиос», президенту страны и получили одобрение.

— Наверняка, такой парк развлечений — очень дорогое удовольствие?

— Конечно. Необходимы долгосрочные инвестиции, как государственные, так и частные. Городу в одиночку не справиться со столь масштабным проектом. Поэтому мы продолжаем вести переговоры с потенциальными инвесторами. Что касается месторасположения парка, то уже есть одобренная городом подходящая территория — двадцать гектаров в районе Пулковских высот. И проект готов.

Кстати, автор эскизов — бывший главный архитектор Петербурга Олег Харченко… Во всех отношениях проект очень сложный, но мы верим, что эта идея непременно будет воплощена в жизнь.

— Эдуард Анатольевич, прошедшей весной на «Росбалте» вышло интервью известного кинорежиссера Юрия Мамина, который утверждал, что «„Ленфильм“ продолжает загибаться», но из нашей беседы вырисовывается совершенно иная картина. Отсюда мой последний вопрос: можете сказать с уверенностью — «Ленфильм» возродился?

— Да, «Ленфильм» возродился. И потенциал у киностудии огромный. Значит, будет жить и работать.

Беседовал Петр Котов

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.