Posted 21 августа 2019,, 10:57

Published 21 августа 2019,, 10:57

Modified 31 января, 23:36

Updated 31 января, 23:36

Мобильнику в школе — нет?

21 августа 2019, 10:57
Как петербургские школы отреагировали на новые рекомендации Минпросвещения, Рособрнадзора и Роспотребнадзора.

Минпросвещения разработало методические рекомендации по ограничению использования смартфонов в образовательных учреждениях. Авторы документа советуют ученикам при входе в школу переводить устройства в беззвучный режим, а преподавателям — пресекать появление гаджетов на уроках.

К началу учебного года рекомендации направят во все регионы России. Насколько готовы к переменам учителя и школьники, «Росбалт» узнал у директоров петербургских школ, образовательных центров и в городском комитете по образованию.

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Опубликованные Министерством просвещения России методические рекомендации не являются обязательным требованием, а лишь предлагают органам управления образованием в регионах и самим школам рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации.

Сдавать мобильные телефоны в петербургских школах с 2 сентября дети не будут. Прежде чем вводить ограничения, предстоит определить порядок сдачи и хранения устройств с учетом интересов и мнений всех участников образовательного процесса, в том числе родителей и самих обучающихся. Кроме того, школы должны предусмотреть, с помощью каких технических ресурсов будет обеспечен доступ школьникам к учетным записям информационной системы «Электронный дневник».

Планируется, что ограничение использования мобильных устройств связи будет действовать только во время учебного процесса. На переменах и после занятий у детей будет свободный доступ к телефонам, и они смогут при необходимости связаться с родителями. Стоит отметить, что есть категории детей, для которых использование мобильных устройств жизненно необходимо. Например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете. Такие дети должны быть постоянно на связи с родителями.

На совещании с начальниками отделов образования районных администраций председатель комитета по образованию Жанна Воробьева предложила провести разъяснительную работу с директорами, чтобы те на ближайших собраниях подробно рассказали родителям, чем обоснована предлагаемая Министерством просвещения мера и какую пользу она влечет за собой.

Максим Пратусевич, директор президентского физико-математического лицея № 239

У нас уже давно такие ограничения действуют. На уроке без разрешения учителя телефон ученики не достают, а если на перемене играют, то обязательно делаем замечание. Если кому-то необходимо посмотреть свои оценки в электронном дневнике, это можно сделать это за любым школьным компьютером.

К рекомендации Роспотребнадзора и Минпросвещения я отношусь положительно: она вроде бы никого не заставляет, однако хорошим аргументом в дискуссии послужить может. Что касается специальных ящиков, которые упомянуты в рекомендации, их мы делать не будем. Считаем, достаточно того, что школьники носят смартфоны в портфеле в режиме с выключенным звуком.

Ирина Витте, директор ГБОУ «Лицей № 214» с медицинским уклоном

В документе никаких ограничений не прописано. По воспитательной программе у нас есть дополнительные занятия для детей, в том числе по направлению «Здоровый образ жизни» — ведь мы готовим будущих абитуриентов в медицинские вузы Петербурга. В рамках этих занятий мы и уделим особое внимание тому негативному воздействию, которое оказывают смартфоны на здоровье.

Думаю, эта рекомендация повлияет на общую ситуацию в школах лишь в том смысле, что в рамках классных часов теперь будут больше уделять внимания негативному воздействию гаджетов на здоровье. Без федерального закона, жесткого регламентирующего государственного документа, мы не можем принять никакого локального акта о запрете пользования смартфонами в стенах школы. А для создания тех же ячеек для хранения телефонов нужно дополнительное финансирование. Сейчас сделать такие ячейки мы можем только по просьбе родительского комитета — если они выступят с такой инициативой.

Сейчас у нас в школе никаких ограничений нет, телефоны сдают только во время проверочных работ и контрольных. И на ЕГЭ с ОГЭ, естественно — там жесткий регламент.

Наталья Осыкина, замдиректора по воспитательной работе МОБУ СОШ «Кудровский центр образования № 1»

Было бы неплохо, если бы подобный нормативный акт все-таки был бы утвержден. Тогда на образовательный процесс гаджеты влияли бы явно меньше.

У нас в некоторых классах уже есть специальные ячейки для хранения смартфонов. Пару лет назад этот вопрос поставили ребром в родительском комитете и решили, что детям на уроках лучше ограничить доступ к телефонам. Кончились 45 минут — можешь взять свой гаджет. Понятно, что сейчас без связи никуда, это дело привычки.

В основном, школьники реагируют на такую практику нормально. Отвлекаться на уроках стали явно меньше. Правда, такие ячейки у нас есть пока не во всех классах. Если бы Министерство образования приняло какой-то официальный документ, не только в виде рекомендации, получилось бы распространить такую практику на всю школу.

Алексей Третьяков, директор физико-математического лицея №30

У нас в лицее уже давно так или иначе ограничено использование мобильных гаджетов. Так, мы не разрешаем играть ребятам на телефоне, а родителям младшеклассников рекомендуем покупать простые кнопочные устройства без дополнительных функций.

Рекомендации мы внимательно изучили, и главное, что здесь можно сказать — подход должен быть гибким — к примеру, есть дети с особенностями здоровья, контроль которых завязан на смартфоне. Что касается организации помещений — к 1 сентября мы не успеваем сделать специальные ячейки, и скорее всего, ограничимся тем, что телефоны ребята будут перед уроком складывать в коробку на столе учителя. На переменах они могут пользоваться гаджетами, но опять-таки не для игр, а для общения с родителями. В принципе, тех, кто играет, всегда видно — им делаются замечания.

Вообще эти рекомендации, конечно, больше применимы для ребят с 1 по 7 классы, а вот для старшеклассников смартфоны — это уже источник информации, их так жестко ограничивать уже нельзя.

Дмитрий Кириллов, учредитель образовательной компании Modum Lab, разрабатывающей VR/AR-проекты для образования и бизнеса

Наша компания активно внедряет новые технологии в образование. Смартфоны и планшеты, которые есть у каждого школьника — неотъемлемая часть такого образования. В случае с дополненной реальностью школьники используют смартфоны для просмотра увлекательного образовательного AR-контента.

При помощи технологий виртуальной и дополненной реальности совместно с Дальневосточным федеральным университетом мы разработали уроки по физике, в которых затронули самые сложные для понимания детей темы. «Пилотные» уроки с использованием технологий мы проводили во Владивостоке, Петербурге и Москве и даже готовили школьников к ОГЭ при помощи VR-технологий.

Иммерсивная среда сегодня — многообещающий и современный способ обучения школьников и подростков конкретным навыкам, знаниям или же новым мыслительным приемам. Конечно, ограничения на использование телефонов в школах должны быть, но полностью изолировать детей от технологичных продуктов было бы неправильно, ведь можно использовать технику в благих целях — для повышения интереса детей к образованию.

Виртуальная и дополненная реальность еще и решает насущный вопрос о мотивации к обучению и повышении вовлеченности в образовательный процесс. Согласно выводам исследователей, запоминаемость новой информации с первого раза в VR может достигать 70% против 12-18% при традиционных методах обучения. Такого эффекта удается достичь за счет полного погружения в иммерсивную среду и возможности сразу же закрепить изученный сложный материал практикой.

Поэтому вместо того, чтобы ограждать детей от технологий, к которым у них есть подсознательный интерес, лучше стараться направлять эти увлечения в нужное русло, тем самым повышая интерес школьников к изучаемым темам.

Анжела Новосельцева