Posted 22 августа 2019,, 11:46

Published 22 августа 2019,, 11:46

Modified 31 января, 23:36

Updated 31 января, 23:36

Приехать на Невский и умереть

22 августа 2019, 11:46
На главной улице Петербурга стремительно растет количество ДТП со смертельным исходом. Можно ли победить аварийность в центре города?

Невский проспект все чаще оказывается местом дорожно-транспортных происшествий. Каждое из них становится заметным, потому что происходит в сердце Северной столицы. Обсуждаются и способы снижения аварийности. Конечно, проще всего было бы сделать проспект пешеходным, однако это решение из области фантастики — Невский создавался как основная магистраль города и является ею до сих пор.

Госавтоинспекция всерьез предлагала отделить проезжую часть от пешеходной забором, ссылаясь при этом на ГОСТ. Однако не так давно комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры высказался, что это повредит облику Петербурга. А вот укрепленные исторические столбики и повышение высоты бордюров вполне могли бы снизить количество ДТП, и смотреться они будут не так плохо.

«Росбалт» спросил у экспертов, действительно ли аварийность Невского проспекта аномально возросла в последнее время, и можно ли победить эту тревожную тенденцию.

Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов:

Невский проспект — это одна из основных магистралей Петербурга и одна из немногих очень широких улиц. При этом она ненамного младше самого Петербурга, что сказывается на ее организации. Аварии происходят здесь в то время, когда движение недостаточно плотное и можно разогнаться по прямой. Этим пользуются некоторые не слишком уверенные в себе водители, либо излишне самоуверенные.

Я бы не сказал, что Невский проспект — это аномально аварийная зона. Если мы возьмем какую-нибудь похожую на него улицу, то количество ДТП будет примерно таким же. Разве что пешеходов здесь больше.

Способов снизить скорость не так много, и они все давно известны. Во-первых, установка камер, которые будут фиксировать превышение скорости. Это действует даже на гонщиков. Второй вариант — рассинхронизация светофоров. Но это скорее IT-задача. В основном все пытаются создать «зеленую волну», но можно настроить светофоры так, чтобы снижать скорость запрещающим сигналом. Пролетающих на красный свет у нас не так много — чаще всего срабатывает рефлекс водителя. Есть в мире примеры, когда светофором управляет компьютерная система. Она либо разгоняет пробки, либо замедляет движение — в зависимости от нагрузки. Подобная система используется в Москве на Кутузовском проспекте.

В СМИ неоднократно обсуждалась идея повышения безопасности Невского проспекта, начиная от пешеходных ограждений и заканчивая столбиками, которые соединяются цепями. Исторические столбики когда-то отделяли проезжую часть грунтового Невского проспекта от пешеходной зоны. Делалось это для того, чтобы лошади и телеги не создавали на тротуарах непролазную грязь.

Что касается идеи повысить высоту бордюров, то сегодня существует ГОСТ, который определяет эту величину. Это сделано для того, чтобы автомобилист не мог сломать бампер на любой стандартной машине. Если же это происходит, перед нами ДТП, вина за которое лежит на тех, кто поставил бордюр не по ГОСТу. Не думаю, что эта инициатива спасет пешеходов от вылетевшей на большой скорости машины, но противников у нее точно будет много.

Александр Холодов, член комиссии по безопасности дорожного движения Санкт-Петербурга, вице-председатель «Комитета по защите прав автовладельцев»:

Повышение аварийности на Невском проспекте носит нестандартный характер. Раньше у ГИБДД был второй батальон, который отвечал за него. Поскольку магистраль важная, ей необходимо уделять особое внимание. В советские годы Невским проспектом также занимался отдельный батальон. А сейчас, в связи с общими сокращениями в полиции, его убрали. Невский проспект относится к ГИБДД Центрального района Петербурга. Там начальник ушел на пенсию, сейчас на его месте исполняющий обязанности, назначить никого не могут. Ожидать, что подобное безвластие в ГИБДД приведет к снижению аварийности — верх наивности. Увы, но во многих случаях автоматическими системами сотрудников не заменить. Особенно на таких магистралях.

Конечно, ситуация с Невским проспектом менялась не за один день. Сначала водители стали замечать, что полиции стало меньше. Потом один автомобилист стал вести себя нагло, и за это ему ничего не было. Следом появился еще один. И так далее.

Нужно скорректировать действия ГИБДД Центрального района или вернуть второй батальон.

Другой момент — на Невском проспекте надо ставить и физические ограждения, но, конечно, не железные заборы. Во многих местах здесь уже стоят столбики, соединенные цепями. Выглядят они красиво. Можно погрузить столб на глубину два метра, сделать его стальным, а затем покрасить. Если машина в него врежется — на тротуар она не вылетит. Повышение высоты бордюрного камня на внешнем виде Невского проспекта никак не скажется, а на безопасности отразиться может. Также благодаря этому люди меньше будут переходить улицу в неположенных местах. В идеале повысить вместе с бордюром и тротуар, но это не везде возможно.

Михаил Климовский, советник ректора Университета ИТМО:

Проблема не в дизайне инфраструктуры, а в вопросах управления дорожно-транспортными событиями. Ими, безусловно, надо заниматься представителям полиции. Можно было бы ввести норму, при которой за превышение скорости даже на 10 километров в час, приходили бы большие штрафы. Помогли бы и лежачие полицейские. Только их не нужно ставить на всю ширину проспекта, чтобы не мешать, например, каретам скорой помощи.

Решения, которые обсуждаются сейчас, на мой взгляд, только ухудшат проблему. Потому что транспортному средству на большой скорости абсолютно неважно, какое перед ним ограждение. В Петербурге были примеры, когда в Мойку и Фонтанку съезжали машины, сбивая гранитные блоки. 2 тонны автомобиля на скорости 170 километров в час снесут любую ограду. Сбитый железный забор также может нанести вред человеку. Мне кажется, что разговоры о нем ведутся, чтобы потратить деньги — безопасность это не повысит. С визуальной точки зрения, любые заборы в городе создают негативный фон.

Мне кажется, что повышенная высота бордюров тоже не спасет. Бордюр просто перевернет автомобиль, который «воткнется» в него на большой скорости. Например, в Пушкине автомобилист в состоянии наркотического опьянения ехал со скоростью более 180 километров в час. Он не увидел лежачего полицейского, который, в итоге, сыграл роль трамплина. Из-за этого пострадал человек, который находился достаточно далеко.

Нужна комплексная государственная программа снижения дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистике, они стоят на первом месте по смертности в России. Плакаты в городе, реклама по телевидению, жесткие штрафы — все это должно применяться вместе.

Многие из тех, кто являлся виновниками громких ДТП на Невском проспекте — это криминализированные элементы. Кто-то находился в состоянии наркотического опьянения, у других были до этого крупные штрафы. Непонятно, почему такие люди вообще оказывались за рулем. Это вопрос к полиции.

Кроме этого, нужна открытость данных. Если бы мы получали полную информацию о ДТП, можно было бы сделать ее визуализацию. Люди поняли бы, как обстоит ситуация на самом деле. Общественное давление помогло бы решить эту проблему.

Святослав Данилов, руководитель Региональной общественной организации автомобилистов «СПб.Авто»:

Общественный резонанс вокруг всех этих дорожно-транспортных происшествий понятен. Невский проспект — это центр Петербурга, в том числе и туристический. Поэтому нам кажется, что дорожно-транспортных происшествий там больше, чем на других сопоставимых с ним улицах. Чтобы понять, так ли это на самом деле, нужно обращаться к статистике.

Снизить количество аварий позволит контроль за соблюдением правил дорожного движения. Это фото- и видеофиксация, патрули. Здесь хороши все варианты. Гонщики должны понимать, что за каждый их трюк последует гарантированный штраф. Если обеспечить неотвратимость наказания, то нарушителей станет гораздо меньше.

Сделать это на одной улице гораздо проще, чем в рамках всего города. Невский проспект — это зона повышенного внимания и риска, поэтому сконцентрироваться нужно именно на ней.

Я разделяю мнение КГИОП. Забор — это эффективная мера, потому что прежде чем вылететь на тротуар, автомобиль должен пробить его секцию. Но с эстетической точки зрения он не может использоваться не только на Невском проспекте, но и на ряде других улиц города. Если есть понимание, как сделать столбики не только красивыми, но и эффективными, то почему бы и нет. Повышение бордюрного камня — это тоже хорошая мера. Большинство машин у нас низкие — он сможет их остановить.

Дмитрий Глебов