Posted 13 сентября 2017,, 09:34

Published 13 сентября 2017,, 09:34

Modified 30 марта, 22:09

Updated 30 марта, 22:09

Игорь Николаев.Теперь и без иностранной мебели

13 сентября 2017, 09:34

Нет-нет, не пугайтесь, пока это коснулось только соответствующих закупок для государственных нужд. «В целях защиты внутреннего рынка и поддержки российских товаропроизводителей» с 1 декабря 2017 года до 1 декабря 2019 года Постановлением Правительства России от 5 сентября 2017 года № 1072 установлен запрет на допуск при государственных закупках отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств за исключением государств Евразийского экономического союза.

Хотя это, наверное, лишнее, но все-таки поясню, что госнужды — это то, что требуется в первую очередь нашим бюджетным отраслям, видам экономической деятельности: образованию, здравоохранению, госслужбе, обороне и т. д.

На деле это означает следующее: будь мебель иностранного производства лучшей по качеству или более привлекательной по цене, все равно покупать вынуждены будут не ее, а отечественную.

Тогда вопрос: а как же экономия бюджетных средств? Нет? Не надо?

Я понимаю, что ограничения по мебели — это не контрсанкции в виде запрета импорта продовольствия, все-таки не продукты питания. Но дело в другом: мы явно вошли во вкус с этим протекционизмом (напомню, что ранее ограничили закупку тех же товаров медицинского назначения для госнужд). Производители будут рады, экономика будет еще какое-то время показывать чуть заметный рост. Дальше что?

Мы что, добились заметных успехов с качеством отечественных сыров путем всех этих ограничений? Или вкус наших помидоров стал таким замечательным, что надо сказать спасибо «помидорной блокаде» Турции? Или импортозамещающий экономический рост у нас не в пределах статистической погрешности?

Но больше всего «понравился» правительственный аргумент о том, что эти решения «направлены на повышение конкурентоспособности российской продукции». То есть ограничение конкуренции повышает конкурентоспособность? Я понимаю, что здесь логика примерно такая: отечественные производители мебели окрепнут и тогда «дадут бой» иностранным мебельщикам.

А зачем им «давать бой», зачем сейчас совершенствовать качество, снижать издержки производства, если их продукцию в условиях установленных ограничений все равно купят? Нет таких стимулов.

Через два года запрет обещают снять. Верится в это с трудом. Тут, скорее, стоит задуматься о том, какие новые ограничения нас ждут.

Игорь Николаев, экономист