Posted 21 сентября 2017,, 09:01

Published 21 сентября 2017,, 09:01

Modified 30 марта, 22:05

Updated 30 марта, 22:05

Анастасия Федоренчик. Заслон от мракобесов

21 сентября 2017, 09:01

Трое граждан, которые слишком близко к сердцу восприняли фильм «Матильда» и подожгли машину ее режиссера, наконец, задержаны. Девять дней для этого не такой большой срок, с учетом того, что особых улик, кроме листовок «За Матильду гореть», найдено не было. Однако на протяжении всего этого времени и либеральная, и православная общественность успели несколько раз обвинить друг друга во взаимных провокациях.

Казалось бы, мракобесы посрамлены, торжество закона и все такое. Но нельзя забывать о том, что в деле фигурируют не две стороны, а три, ведь если либералы в своем отношении к «Матильде» и искусству в целом выступают единым фронтом, то противники Учителя разобщены, а позиции их раздроблены. Фильм, с их точки зрения, показывать нельзя. Это аксиома. Однако знаменосец протеста, Наталья Поклонская, как депутат Государственной Думы и бывший прокурор, не может не согласиться с тем, что жечь машины и кинотеатры тоже нельзя — и это точно такая же аксиома. Поэтому и задержан руководитель «Христианского государства» Александр Калинин. За призывы поджигать кинотеатры. Поэтому и обратилась Поклонская в прокуратуру одной из первых после поджога машины — с требованием найти и покарать.

Оружие Натальи Владимировны — запросы, молитвенные стояния и пиар. Насколько они эффективны — вопрос отдельный, пока что показ «Матильды» запретили несколько регионов и ряд кинотеатральных сетей. Однако не стоит питать иллюзий — все, кто захочет посмотреть кино, и так смогут это сделать без особых проблем. А таких будет немало, с учетом такой мощной рекламной кампании. Но тот, кто выбирает «молитвенные стояния», не жжет кинотеатры и машины. Это разные плоскости, и существующие в них субъекты испытывают друг другу едва ли не большую антипатию, чем к откровенным сторонникам фильма.

Ведь протест против «Матильды» носит еще и характер самоидентификации православной общественности в условиях современного мира. Огромное количество верующих не знает, за что им выступать: Путин, Патриарх, РПЦ в целом, само православие как институт в защите особо не нуждаются. Ассоциировать себя с погромщиками Энтео и бороться с современной культурой для интеллигентного православного человека тоже как-то неудобно. А в данном случае появляется отличный повод выступить единым фронтом против клеветы на последнего русского государя, фигуры, безусловно, трагической. Выступить мирно и в рамках закона. Посредством писем, запросов, документальных фильмов «Ложь Матильды» и т. п.

Однако мнение, что добро должно быть с кулаками, и молитвенными стояниями дело не решить тоже имеет место быть. В ужасы фантомного православного террора мы, конечно, не скатимся, но следует признать, что у любой общественной страты всегда будет в той или иной степени радикализированное крыло. Просто потому, что пассионарность отдельных членов будет всегда требовать выхода.

Подобными личностями и даже объединяющими их структурами можно манипулировать, но в приличное общество их не пускают.

По сути, единственный заслон между радикальными православными и либералами, которые с криками разбегутся от этой темной силы, вопя о своих конституционных правах, — умеренные православные. И сейчас по рукам поджигателям надавали именно они. Надеюсь, этот тренд будет продолжен.

Анастасия Федоренчик, блогер, журналист