Posted 14 ноября 2017,, 12:43

Published 14 ноября 2017,, 12:43

Modified 31 января, 17:29

Updated 31 января, 17:29

Игорь Клямкин. Еще один памятник

14 ноября 2017, 12:43

В Калуге теперь памятник Ивану III. Открыл министр культуры г-н Мединский. Для него и его единомышленников великий князь Иван — один из символов российской государственности, заложивший традицию, которой эта государственность должна следовать и которой следует и в ХХI веке.

Знаю, что на преемственность с этой традицией претендуют и в локальных либеральных кругах, настроенных видеть в Иване III не политического предтечу его внука Ивана IY, память о котором уже увековечена в Орле, а европейскую альтернативу ему. Наверное, они калужским событием будут огорчены — памятник возведен не теми людьми, которых они могли бы считать своими политическими единомышленниками, и призван символизировать совсем не то, что им бы хотелось. А я не огорчаюсь.

Иван-дед стоял у истоков самодержавной, а не либеральной традиции, и у тех, кому самодержавие не по душе, нет резона претендовать на чужое наследство. Историческая память современной официальной России обращена в старую Московию Рюриковичей и в новую (сталинскую) Московию коммунистов, с этими Московиями она себя идентифицирует, их правителей запечатлевает в воздвигаемых монументах. А когда нужных героев там не находит, присваивает чужих, как известного киевского князя.

Если все это не импонирует, то вряд ли с теми, кому импонирует, полезно конкурировать на их поле, дабы что-то на нем себе отвоевать. Лучше поискать в прошлом более созвучную себе традицию. Или, если таковой не обнаруживается, то хотя бы тенденцию. Ее-то отыскать не так уж трудно в разных временах даже на российском престоле.

Игорь Клямкин, вице-президент фонда «Либеральная миссия»