Posted 13 апреля 2018,, 15:32

Published 13 апреля 2018,, 15:32

Modified 30 марта, 20:08

Updated 30 марта, 20:08

Анатолий Несмиян. Сирия на паузе

13 апреля 2018, 15:32

Обстановка вокруг Сирии остается прежней: западная коалиция готовится к удару, но не наносит его. Фоном идут попытки переговоров и торговли, однако и они, похоже, идут без особого огонька.

Причиной может быть организационная неразбериха в администрации Трампа, где только что приступил к обязанностям новый помощник по нацбезопасности, нет госсекретаря, его обязанности фактически исполняет сам Трамп, но по понятным причинам несистемно и точечно. В этом случае сам по себе удар по Сирии выглядит просто ковбойским налетом: заняться извлечением политических дивидендов некому. Точнее, их слишком много, чтобы в таком управленческом хаосе формулировать сколь-либо единую точку зрения.

Возможно, поэтому и определенный хаос на исполнительском уровне. Собственно к удару готово все, наличных сил в регионе у коалиции вполне достаточно, чтобы провести показательную акцию возмездия, а если потребуется — то и сломить возможные попытки сопротивления со стороны России или Ирана. Однако без четко поставленных целей это будет просто показательная акция и не более того.

Сейчас видна борьба двух подходов в плане политических целей возможного удара. Первый подход — устранение Асада. Физическое или политическое с вывозом его за пределы Сирии. Такой подход США крайне симпатичен туркам, и Эрдоган самостоятельно (или по просьбе) немедленно выступил посредником в переговорах, уговаривая Путина забрать Асада из Сирии. Второй вариант более интересен антииранским силам, как в самих США, так и, естественно, в Израиле. Условием ненанесения удара становится требование вывода иранских прокси из Сирии. Естественно, что это тоже весьма непростое решение, которое требует весьма впечатляющей демонстрации силы, против которой у Ирана просто не будет аргументов. Новый помощник по нацбезопасности Болтон придерживается именно такой радикальной постановки вопроса.

Военная часть возможного удара вообще никакого интереса не представляет: и так очевидно, что любой формат такого удара парировать невозможно, а наземную операцию Запад не станет проводить. Просто нет смысла.

Однако если первый сценарий с эвакуацией Асада потребует создания неприемлемой угрозы для слабого российского контингента в Сирии, то чтобы убрать 80 (а скорее всего, даже 100) тысяч иранских прокси из Сирии, удара ракетами недостаточно. Здесь потребуется системное решение. Примерно такое, которое было реализовано в Ливии: разгром Каддафи был осуществлен силами местных, но при подавляющей поддержке авиации коалиции. Понятно, что это совсем иной уровень проведения операции, правда, и результат соответствующий.

По всей видимости, борьба двух (а возможно, и более) вариантов политического результата военной акции и не дает возможности отдать окончательный приказ. Военные не могут решить эту задачу самостоятельно, без политиков. Они могут лишь выполнить приказ, однако каков он будет — пока неясно.

Есть, конечно, и более тривиальное объяснение тянущейся паузе: американцы просто собирают силы, подтягивают их к месту, а потому просто ждут. Кроме того, Асад объективно вынужден зачищать и далее анклавы «диких» боевиков, неподконтрольных внешним игрокам. В том же лагере Ярмук, в восточном Каламуне, в Растане. Если их не зачистит Асад — эту работу все равно придется проводить тем, кто будет (гипотетически) после него, поэтому пусть работает.

Босфор, кстати, до сих пор закрыт для прохода транзитных судов. Они пока все стоят на рейде.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик