Posted 22 февраля 2019,, 16:05

Published 22 февраля 2019,, 16:05

Modified 30 марта, 17:27

Updated 30 марта, 17:27

Андрей Нечаев. Пока все раскачиваемся

22 февраля 2019, 16:05

В нынешнем послании Путин предложил с 1 января 2021 прекратить действие всех нормативных актов в сфере контроля и надзора. За оставшиеся два года — полностью обновить нормативные базы совместно с бизнесом. О борьбе с излишними проверками бизнеса (конкретные инициативы меняются) Путин говорил в 11 посланиях из своих 15. Реальные проблемы бизнеса эти инициативы, как правило, не решают. Так, мораторий на плановые проверки малого бизнеса (из послания 2014) привел к росту числа внеплановых проверок, жалуется «Деловая Россия».

Путин предложил также резко ограничить основания продления содержания под стражей по экономическим преступлениям. Это тема посвежее (впервые появилась в 2012 году). Но и она упоминалась уже в 5 из 7 последних посланий. Результатов мало: число дел по «экономическим» статьям с того же 2012 года неуклонно растет, а число осужденных — не снижается. Требование о запрете арестов по экономическим делам следователи и суды легко обходят, как в случае с Майклом Калви из Baring Vostok: любое обвинение можно объявить не относящимся к предпринимательской деятельности.

Путин отдельно рассказал о платформе, через которую бизнес сможет жаловаться на давление. Ее будет создавать Агентство стратегических инициатив. Для справки: в руководство АСИ входит инициатор уголовного дела против Baring Vostok Артем Аветисян. «Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами», — уже говорил Путин в послании-2018. Упомянутое дело Barings классический пример хозяйственного спора.

А уж сколько раз за эти годы было произнесено: «на раскачку времени нет» и не сосчитать. Но пока все раскачиваемся.

Андрей Нечаев, экономист