Posted 2 марта 2019,, 17:27

Published 2 марта 2019,, 17:27

Modified 31 января, 22:13

Updated 31 января, 22:13

Дмитрий Травин. Человек, без которого не было бы новой России

2 марта 2019, 17:27

Сегодня утром я вдруг решил написать передовицу в газету «Правда».

«В этот день весь наш многонациональный советский народ и все прогрессивное человечество отмечают 88-летие выдающего государственного деятеля, верного ленинца, неустанного борца за мир Михаила Сергеевича Горбачева. Вот уже 34 года генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета тов. Горбачев М.С. ведет нас по пути совершенствования развитого социализма…» Примерно так начиналась бы эта передовица, если бы Горбачев в свое время не переменил радикально правила игры, установленные в Советском Союзе, подорвав тем самым в первую очередь собственные политические позиции.

Страшно даже подумать, что эта передовица могла быть сегодняшней российской реальностью. Страшно подумать, что вместо откровенного разговора о нашей жизни мы должны были бы заполнять ее ритуальными фразами, оставляя серьезные темы лишь для кухонных разговоров. Страшно подумать, что, если бы я не достиг номенклатурных высот, на которых прикормленные партийные журналисты получали доступ к продуктовым спецраспределителям (а я бы их при своем характере точно не достиг), мне бы сейчас пришлось, «отписавшись в номер», идти стоять в очереди за едой или лекарствами, надеясь, что дефицитный товар не кончится до меня.

В этом месте, наверное, надо сказать, что я благодарен Михаилу Сергеевичу за те колоссальные перемены, которые произошли в нашей стране. Однако на самом деле мое отношение к Горбачеву сложнее.

Он не собирался строить у нас рыночную экономику. Его хозяйственная реформа предполагала хозрасчет с самоуправлением и довела страну до острого кризиса. Но если бы он не начал осуществлять перемены, мы бы по сей день купались в передовицах, подобных той, что я показал выше, и стояли бы в долгих очередях.

Он не собирался давать нам либеральных свобод. Его представления о жизни — это социализм с человеческим лицом. Ни социализма, ни человеческого лица у нашей страны давно уже нет. Но тот процесс демонтажа Советского Союза, который запустил Горбачев, дал нам в итоге свободы, не отнятые по сей день.

Он почти не понимал, в какую историю ввязывается, когда начинал Перестройку. Поскольку, как и мы все, был плохо образован. На каждом шагу его обнаруживались скрытые камни, за которые он цеплялся, и трещины, в которые он проваливался. Но после него пути назад уже не было, и мы продолжали идти вперед, обучаясь на ходу.

Я не могу сказать, что благодарен Михаилу Сергеевичу за то, что он сделал. Трудно благодарить за ошибки, за провальную реформу, за политическое манипулирование. Но я безумно благодарен Горбачеву за то, что получилось в результате его деятельности. Поскольку, несмотря на все мерзости путинской России, она дает мне гораздо больше свобод и возможностей для самореализации, чем СССР, в котором я вырос. А этой новой России не было бы без Горбачева. Без его решимости начать великие перемены. Без его готовности рискнуть личным благополучием, которым не рисковали мелкие люди типа Брежнева и Андропова, Путина и Медведева.

Вот такой получается парадокс. Михаил Сергеевич еще жив, и дай ему Бог долгих-долгих лет. Но уже сегодня мы можем сказать, что это не столько человек с его слабостями, ошибками и заблуждениями, сколько великая эпоха, которая перевернула наш мир, несмотря на слабости, ошибки и заблуждения конкретного человека. На самом деле именно так всегда и творится история. Она проистекает из нашей жалкой неспособности понять ее масштабы. И одновременно — из нашей невероятной смелости творить перемены. Те перемены, которые пожирают своих творцов, но создают новую жизнь для их детей, внуков и правнуков.

Дмитрий Травин, экономист