Posted 15 марта 2019,, 16:31

Published 15 марта 2019,, 16:31

Modified 30 марта, 17:18

Updated 30 марта, 17:18

Алексей Рощин. Британский саботаж

15 марта 2019, 16:31

Тягомотное перетягивание каната в британском парламенте по поводу выхода Британии из ЕС — зрелище, конечно, душераздирающее. Поневоле закрадывается мысль — ну, если у вас все так сложно, может, ну его к бесу? Плюньте уже и оставьте все как есть?

Однако оставить как есть — это какой-то совсем позор. Сначала громко объявить об уходе, а потом униженно проситься обратно — такого унижения Британия, кажется, никогда в своей истории не переживала. Ведь отказом от Брекзита Британия как бы расписывается в своей, по сути, недостаточности и несамостоятельности, а если говорить еще проще — в том, что она, со своей королевой и всеми ее бесчисленными отпрысками, не является полностью суверенным государством, превратившись в одну из провинций Евросоюза.

Многие в Британии, конечно, и на это бы пошли без раздумий — какие там могут быть унижения, когда речь идет о бабках! Как пел Карабас-Барабас, «да, я готов унизиться, да, я готов унизиться — но чтоб к заветной цели хоть чуточку приблизиться!» Увы, у оставшихся еще бродят какие-то комплексы — те, которые в России любят называть «имперскими». Склонять покорную выю под железное ярмо Евросоюзовского закона британскому льву все-таки пока еще влом.

А вообще, похоже, в случае с Британией мы имеем дело с крайне любопытным примером практически неприкрытого саботажа так называемой «элиты» во взаимоотношениях с податным населением. Видимо, результаты референдума по Брекзиту действительно стали громом среди ясного неба — такой наглости от населения просто никто всерьез не ожидал. И «элита» оказалась перед необходимостью делать то, что она делать НЕ ХОЧЕТ, не планировала и чему хотела бы всеми силами противостоять. Проблема референдума в том, что апеллировать не к кому — его решение по определению является «решением последней инстанции». И вот мы видим, что британская элита выбрала тактику «итальянской забастовки» — как бы выходить, но делать это максимально медленно, печально и неуклюже. В надежде, что со временем все «само как-нибудь рассосется».

Чем же этот цирк в итоге закончится? По сути, в Великобритании мы видим натуральное гражданское противостояние — элита показывает народу, что его мнение имеет вес только тогда, когда оно совпадает с мнением элиты. В противном же случае — учит элита — мнение народа не стоит ничего.

Если перенести сие на российские реалии — получим уже не теорему, а аксиому, в которую свято верят все, и богоспасаемый народ, и наши так называемые «элитарии». В британском же кейсе можно пока делать ставки — кто кого в итоге передавит? Я в канун референдума предсказал победу Брекзита, и объяснил почему. Тут я тоже рискну сказать, что дело все кончится в итоге масштабным парламентским кризисом и уходом с авансцены британской политики большинства ныне действующих лиц. А может, и долгожданным крахом британской монархии.

В принципе, давно пора.

Алексей Рощин, политолог