Posted 12 апреля 2019,, 06:40

Published 12 апреля 2019,, 06:40

Modified 30 марта, 17:05

Updated 30 марта, 17:05

Константин Сонин. Не наш случай

12 апреля 2019, 06:40

Некоторые недоумевали, почему «уход от власти» Нурсултана Назарбаева, пока, конечно, только заявленный, вызвал столько позитивных откликов от тех, кто следит за авторитарными режимами.

Потому как раз, что это — редкость. В большинстве подобных ситуаций — долгосрочный лидер в течение десятилетий, отсутствие каких-либо институтов и традиций при смене власти — этот лидер не уходит до последнего.

Кажется, уйди на несколько лет раньше — когда еще не такой старый (все стареют), когда популярность еще не до конца упала (она у всех падает), когда есть, о чем договариваться со «следующим поколением» — и было бы намного лучше. Жил бы, как живут бывшие политики демократических стран (даже при том, что бывшего президента Судана Башира обвиняют в геноциде, он мог бы устроить себе более нормальную жизнь). Но большинство, если доживает, дожидается последнего часа, массовых протестов и ареста.

Впрочем, ни пример Назарбаева, ни пример Башира никакого отношения к «российскому случаю», я считаю, не имеют. В Казахстане — это первый переход власти в истории страны, в Судане — четвертый или пятый (как считать «временные правительства»). У России были десятки «переходов» и некоторые традиции четко прослеживаются. Например, «уход» всегда бывает «полным». Помимо смертей, убийств и казней, это может быть «домашний арест/пенсия» (недобровольный в случае Хрущева, добровольный — в случае Ельцина, отчасти, Горбачева) — как бы это ни было оформлено, это совершенно окончательно. То есть никаких поводов считать «ход Назарбаева» примером/cоветом и т. п. для Путина нет.