Posted 16 мая 2019,, 16:17

Published 16 мая 2019,, 16:17

Modified 30 марта, 16:51

Updated 30 марта, 16:51

Михаил Макогон. Церковь — это производное от общины

16 мая 2019, 16:17

В екатеринбургской истории есть компонент, на который интересно обратить внимание.

Если кому кажется, что массовое церковное строительство средствами бюджета и православных олигархов — это процесс «усиления РПЦ» и «клерикализации общества» — тому можно расслабиться, это вот вообще не так.

Церковь, о чем в нашем секулярном обществе все давно забыли — это община. Комьюнити, живущее религиозной жизнью. Не какие-то единичные горожане, которые, может быть, зайдут на Пасху, но те, для кого религия — образ жизни, кто готов регулярно вкладывать время, силы, деньги в этого сообщества поддержание. Физическое здание церкви — не самоценно, это производное от общины.

Если бы тут и там все время возникали небольшие, очень скромные православные приходики: какой-то в полуподвальчике, где-то в арендованном офисе, где-то в небольшой восстановленной церкви, на средства и силами местных общин — вот это был бы ренессанс РПЦ МП и клерикализация общества.

Монументальный собор из железобетона и мрамора, площадью от тысячи квадратных метров, один счет за отопление которого сравним с бюджетом небольшого сельского поселения — заведомо исключает генерацию вокруг себя какой-то общины.

Потому что община — это, прежде всего, совместное действие. Стены покрасить, потолки побелить, сдать на ремонт автобуса, на новый алтарь, компьютер купить, какие-то зарплаты заплатить, всячески помогать и волонтерить иным образом.

Какое совместное действие вокруг здорового бюджетного учреждения? Содержать штат бухгалтеров, техничек, слесарей, охранников, электриков, всю структуру организации на фуллтайм?

Просто текущее содержание таких построек в пригодном состоянии — это уже предельно далеко от любой общественной активности.

Эти здания нужны для того, чтобы блеском и масштабом тешить самолюбие спонсоров. Религиозность вокруг себя они повышают таким же образом, как величественный павильон «Мясная промышленность» на ВДНХ улучшал снабжение мясными изделиями в позднем СССР.

Михаил Макогон, публицист