Posted 21 июня 2019,, 15:03

Published 21 июня 2019,, 15:03

Modified 31 января, 23:09

Updated 31 января, 23:09

Кирилл Мартынов. Машина построения иллюзии

21 июня 2019, 15:03

Ближайшая технология, связанная с искусственным интеллектом, которая сильно изменит наш взгляд на мир (в прямом смысле слова), связана с так называемой вычислительной фотографией.

До сих пор мы продолжаем жить в аналоговом мире, где для того, чтобы запечатлеть бесценный момент жизни, как-то ваши ноги на пляже, вашу свадьбу, блюдо, которое вы ели на завтрак, вам нужно навести объектив камеры на объект съемки, найти правильный ракурс, добиться нужного освещения, обеспечить приемлемое время выдержки и прочее.

Сейчас все это делается чаще всего одним нажатием кнопки в смартфоне, но сути не меняет. Действовать приходится дедовскими методами, как работали с изображениями в начале XX века. Существует романтическая профессия фотографа, человека, который умеет видеть вещи.

Вычислительная фотография работает иначе. Вы задаете некоторое направление съемки, нейросеть вашего компьютера (смартфона, отсылающего данные для облачных вычислений) получает необходимые входные данные, а затем самостоятельно вычисляет то, что вы на самом деле хотели снять. Достраивает снимок до нужной четкости, освещенности и так далее. С учетом того, какой прогресс достигнут в последние несколько лет в искусственном построении фотореалистичных изображений (см. thispersondoesnotexist.com и аналогичные проекты), разница между снятым на самом деле и полученным чисто вычислительным способом будет постепенно стираться.

Основными компаниями в фотобизнесе станут Alphabet, Nvidia и Apple, те, у кого есть достаточное количество данных и технологий для их обработки.

Среднестатистический человек сможет получать снимки профессионального качества в любом возможном стиле, включая снимки вещей, существовавших в прошлом, или не существовавших никогда — так что если вы спешили сделать селфи с селебритиз, не расстраивайтесь, у вас еще все впереди.

Заодно из фотографии исчезнет вся поэтика, прочерченная в традиции, воспевающей фотографию как аутентичное изображение человеческого опыта, от Картье-Брессона до Барта и Зонтаг. Если вы потеряете любимое семейное фото, которые храните в кошельке, машина сделает вам такое же, но только лучше.

Фотография перестанет быть символом времени и человеческой судьбы, она станет одной из машин построения иллюзии, как уже сегодня наши аккаунты в Инстаграм.

По настоящим, «реальным фотографиям» принято будет тосковать так же, как сегодня люди ищут аутентичного звука в пластинках, или аутентичного опыта путешествий вдали от туристических маршрутов.

От технической воспроизводимости искусства мы двинемся к миру бесконечного улучшения воспоминаний. И как же нам будет не хватать индустриального существования, старого доброго XX века.

Кирилл Мартынов, журналист