Posted 9 июня 2016,, 13:24

Published 9 июня 2016,, 13:24

Modified 31 марта, 03:02

Updated 31 марта, 03:02

Обманчивое затишье эпохи кризиса

9 июня 2016, 13:24
Некоторые компании не готовы отказаться от опасных для экологии проектов, даже несмотря на протесты населения и неблагоприятную экономическую ситуацию.

Планы промышленников создать новые производства по добыче и экспорту минералов вызвали протесты со стороны жителей Урала, Черноземья и Калининградской области. Причиной недовольства граждан стал возможный вред окружающей среде при реализации проектов.

С недавних пор у защитников экологии появился мощный союзник — экономический кризис: цены на минералы упали, а возможности финансирования снизились. Однако промышленники не торопятся отступать. Выжидая улучшения ситуации, вместо реальных шагов по разведке, строительству и добыче они занялись «обработкой умов» населения.

Как сообщил член общественной группы по проблеме Томинского ГОК Василий Московец, в настоящее время строительные работы «Русской медной компанией» (РМК) не ведутся. «Сейчас этот проект находится на стадии государственных экспертиз и проектной документации. Строительство Томинского ГОКа предполагалось начать еще в марте 2014 года. На календаре уже июнь 2016-го, но пока ни одно дерево не срублено, ни один метр земли не испорчен», — отметил Московец.

При этом он подчеркнул, что компания не отказалась от своих планов. «Сейчас РМК работает на то, чтобы изменить мнение челябинцев в свою пользу. Проводятся различные странные конкурсы, вроде „самый сильный ребенок северо-запада“ под спонсорством РМК, и т. д. Поэтому говорить об окончательной остановке проекта можно будет, когда отзовут лицензию у РМК, когда исключат проект строительства ТГОК из стратегии развития Минпромторга», — пояснил экозащитник.

По его мнению, протесты граждан против строительства экологически вредного предприятия могут помешать реализации проекта. Василий Московец привел в пример запрет прокуратуры на складирование марганцевой руды в поселке Кропачево.

Действительно, Ашинская городская прокуратура приостановила деятельность компании «Башминералресурс» по автоперевозке и складированию марганцевого известняка на территории поселка Кропачево в Челябинской области. Произошло это после того, как местные жители перекрыли автодорогу. Как рассказала корреспонденту «Росбалта» публицист, собкор Фонда защиты гласности Ирина Гундарева, протесты против деятельности «Башминералресурса» продолжаются уже несколько лет — с тех пор, как компания протянула железнодорожную ветку для транспортировки добываемой руды.

«Направлялись многочисленные письма во все инстанции и СМИ, когда жители только узнали, что составы будут возить руду вблизи от их улиц, что грохочущие составы будут проноситься мимо окон их домов, а пыль из открытых контейнеров будет нестись на поселок. Некоторые жилые дома находятся буквально в метрах от железной дороги. Однако до сих пор прокуратура не реагировала на просьбы о помощи, а от областных властей либо не было ответа, либо приходили отписки», — рассказала Ирина Гундарева.

Когда же компания просто выгрузила марганцевую руду на поселковой площади, недалеко от железнодорожной станции, у местных жителей лопнуло терпение, и они не только перекрыли проезд машинам, но и пригрозили выйти на рельсы железной дороги.

Планы Уральской горно-металлургической компании (УГМК) начать разработку медно-никелевых руд в Прихоперье тоже натолкнулись на протест со стороны местного населения. Топ-менеджемент УГМК относится к жителям Воронежской области как к «неразумным аборигенам», полагает член общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений при Воронежской облдуме Ирина Дмитроченкова. По ее словам, в настоящее время УГМК ведет не очень активную разведку в месте предполагаемой добычи медно-никелевых руд, зато усилила свои «социальные проекты».

«В селе Елань-Колено, которое больше всего пострадает от разработки месторождения, УГМК и ее фонд „Дети России“ проводят какие-то детские праздники. Фактически они делают то, что не сделали с самого начала — „работают с туземным населением“. Таким образом они пытаются напустить тумана и показать, какие они хорошие и какая от них социальная польза. Все это напоминает попытку соблазнить глупую невинную девочку. Но жители Прихоперья — взрослые люди, со своим менталитетом, и население, в отличие от властей, очень скептически относится к таким заигрываниям», — считает Ирина Дмитроченкова.

Отсрочка начала разработки никелевых месторождений в Черноземье могла произойти как из-за кризисных явлений в экономике, так и благодаря разоблачениям этого проекта, считает лидер движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин. Он напомнил, что планы по строительству разрабатывались еще до падения цен на металлы.

«Мы не знаем подоплеку этого проекта. Он непрозрачен. Его экономика рассчитывалась, исходя из цены на никель $22,8 за килограмм. Именно такие цифры содержит предложение, с которым победила УГМК в Роснедрах», — отметил экозащитник.

Рубахин обратил внимание, что УГМК связала себя сотрудничеством с иностранными компаниями, а у них могут быть свои трудности.

«Еще весной 2012 года топ-менеджер УГМК Григорий Рудой заявил, что их главный партнер, который участвует в финансировании разведки на Хопре, — швейцарская компания „Гленкор“. Возможно, УГМК очень хотела получить это финансирование. Возможно, „Гленкор“ через эту компанию „столбит“ перспективную территорию, и они хотят разрабатывать другие месторождения в Черноземье, превратив его из сельскохозяйственного в горнорудный регион. Но на данном этапе мы видим, что проект очень неудобен самой УГМК: ни по деньгам, ни по политическим причинам», — предположил Константин Рубахин.

Он также отметил, что проект на Хопре вызвал расследования, касающиеся возможного отмывания денег и других махинаций. В связи с этим международные партнеры проекта могут оказаться в зоне внимания европейских правоохранительных органов и медиа, что их не может устраивать.

Еще один проект, вызвавший протесты со стороны местных жителей, связан с освоением месторождения калийных солей, строительством рудника и горно-обогатительного комбината в поселке Нивенское Калининградской области. Сейчас компания «К-Поташ Сервис», планирующая добычу солей, ведет разведочное бурение и одновременно «популяризует» свое производство, рассказал экозащитник Игорь Славский.

«С определенной регулярностью проводятся своего рода экскурсии, а потом сразу идет информационный выброс. Как правило, это рекламные материалы, но, к сожалению, многие СМИ и сайты не пишут, что это все публикуется на правах рекламы, и не дают возможности комментировать. Вот 3 июня пригласили журналистов и экологов, которые не занимались изучением вопроса вреда от предполагаемого проекта. Дали им подержать стекляшки, образцы соли, показали, как у них чисто и красиво, — и тут же выдали информацию, что экологи „успокоили общественность“. На самом же деле — просто прикрылись красивой картинкой, но не дали ответов ни на один вопрос, волнующий жителей Калининградской области», — пояснил экозащитник.

Можно ожидать, что в ближайшее время промышленники и экозащитники продолжат свою «войну» на информационном фронте. Буровые установки и строительные краны пока простаивают, зато медийные ресурсы работают вовсю.

Дмитрий Ремизов