Posted 6 октября 2017,, 14:18

Published 6 октября 2017,, 14:18

Modified 31 января, 17:02

Updated 31 января, 17:02

Правозащитник: При расследовании дел об ошибках в лечении врачи проверяют врачей

6 октября 2017, 14:18
Следователи по «врачебным делам» не всегда компетентны, так как не обладают медицинскими познаниями.

Принципы расследования преступлений, связанных с врачебными ошибками или халатностью, должны быть изменены, уверен представитель правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов. Как заявил правозащитник корреспонденту «Росбалта», он считает обоснованным предложение о введении специальной статьи для таких преступлений в Уголовный кодекс.

Булат Мухамеджанов отметил, что в стране нет официальной статистики по преступлениям такого рода. «Обычно информация озвучивается только устами руководства Следственного комитета, когда он (глава СК РФ Александр Бастрыкин — прим.„Росбалта“) обращает внимание на ятрогенные преступления. Вот если покопаться в совещаниях у Бастрыкина, то там озвучивалась информация, что в 2015 году порядка 700 человек погибли от врачебных ошибок, а за первое полугодие 2016 года — примерно 350 летальных исходов. То есть можно говорить о примерно 700 погибших в год. И это только те случаи, которые стали предметом разбирательства, и по ним были возбуждены уголовные дела. А сколько случаев, которые остаются без внимания правоохранительных органов, как говорится, не сосчитать», — констатировал общественник.

Мухамеджанов считает, что следователи, которые занимаются расследованием «врачебных дел» не всегда компетентны, так как не обладают медицинскими познаниями. «Не обладают специфическими познаниями и прокурор, который должен утверждать обвинительное заключение, и судья, который должен рассматривать дело в суде. Краеугольным камнем остается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ), которая должна определить причинно-следственную связь между действиями медиков и наступлением последствий, причинением вреда либо смертью пациента. Есть экспертиза — дело расследуется и уходит в суд, нет ее — дело разваливается. Но экспертизы проводятся силами врачей-экспертов, которые работают в региональных бюро СМЭ. А они подведомственны региональному Минздраву. Получается, что врачи проверяют врачей. Здесь не хочется говорить, но приходится — о „чести халата“, по аналогии с „честью мундира“, когда скрывают преступления, чтобы защитить коллегу», — пояснил правозащитник.

Альтернативой, по мнению правозащитника, могло бы стать использование опыта следователей в Татарстане. В республике в недрах регионального следственного управления было создано специальное медицинское отделение, которое выносит экспертные заключения по делам, находящимся в производстве. «У следователей в таком случае есть возможности получить две точки зрения на одну и ту же ситуацию», — уточнил Булат Мухамеджанов.

Напомним, что Следственный комитет предложил ввести в Уголовный кодекс РФ дополнительную статью, предусматривающую ответственность за совершение преступлений, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медпомощи.

Председатель СКР Александр Бастрыкин отметил, что повышенное внимание к вопросу расследования этой категории дел связано с тем, что число преступлений, обусловленных небрежным исполнением медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, в ряде регионов продолжает расти.