Posted 7 декабря 2017,, 18:14

Published 7 декабря 2017,, 18:14

Modified 30 марта, 21:19

Updated 30 марта, 21:19

Эксперты сняли ответственность с российских авиаперевозчиков за задержки рейсов из-за непогоды

7 декабря 2017, 18:14

Снегопад, накрывший Московский регион в начале декабря, привел к транспортному коллапсу, в частности к перебою в авиасообщении. Из-за непогоды было задержано или отменено более 400 рейсов.

Между тем, пишет «МК», эксперты авиационной отрасли вовсе не считают подобные погодные условия, приведшие к этой ситуации, катастрофическими. Так, утверждают они, в Европе при выпадении всего нескольких сантиметров снега закрывают целые воздушные гавани.

Авиаэксперт Роман Гусаров отмечает, что сам факт того, что российские аэропорты функционируют в столь сложных погодных условиях, пусть не подвиг, но высочайшее мастерство. «Пограничные температуры, в районе нуля, самый тяжелый период. Идет мокрый снег, который налипает на взлетно-посадочную полосу и превращается в скользкую жижу, а после все это может замерзнуть и превратиться в корку льда, — продолжает он. — Полосу необходимо постоянно чистить».

В аэропортах постоянно ведется мониторинг качества сцепления шасси с полосой и при необходимости ее закрывают. Уборочные машины обрабатывают полосу реагентом. В результате какое-то время полоса не работает. В зависимости от интенсивности снегопада и образования наледи (а «нелетная» погодная ситуация может повторяться каждые полчаса, а то и чаще), полосу очищают порядка 15—20 минут. В это время самолеты не вылетают.

«Интенсивность полетов в „Шереметьево“ — одна взлетно-посадочная операция в 1,5—2 минуты. Иначе, каждые 1,5—2 минуты взлетает или садится самолет, — пояснил Гусаров „МК“. — Если полоса закрыта на уборку на 15—20 минут, порядка 10 рейсов уже задержаны. „Шереметьево“ — аэропорт с очень высокой интенсивностью полетов. Взлетать каждые полминуты нельзя, согласно требованиям безопасности. В результате начинаются задержки и накапливается очередь. Приоритет в таком случае отдается самолетам, которые идут на посадку. Они не могут бесконечно висеть в воздухе».

Он также призвал других перевозчиков брать пример с «Аэрофлота».

«Да, поставили в неудобное положение пассажиров, но все-таки они улетели, или были приняты в аэропорту», — подытожил он.

По словам Гусарова, если бы всех пассажиров с этих бортов высадили назад, скорее всего, они сами стали бы проситься обратно.

«Сидели в кресле, на своем месте, уборная под боком, тепло. Оказавшись „за бортом“, люди попадут в терминал, уже переполненный людьми. Пришлось бы искать себе какой-то уголок, а может, даже и на полу. А если пассажиры с детьми», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев обратил внимание на то, что, к примеру, на юге Европы даже 2—3 сантиметра снега могут оказаться поводом для закрытия аэропорта и отмены всех рейсов.

«С такими осадками не так часто и не столь интенсивно сталкиваются аэропорты Европы, я не беру в расчет ее северные страны, где снег тоже распространенное явление, — продолжил он. — На юге Европы распространенная практика — закрытие аэропортов, отмена всех рейсов, до тех пор, пока не закончится снегопад. С пассажирами поступают по-разному. Однако из Интернета и телепрограмм мы понимаем, что картина в таких случаях почти всегда одинаковая. Длительная отмена полетов или задержка рейсов по метеоусловиям, что в Европе, что в США, приводит к тому, что людям приходится буквально лежать в аэропортах на полу. Это неизбежная ситуация и распространенная практика даже не при таких сильных осадках».

В мировой практике происходят случаи задержки рейсов авиакомпаниями на длительное время, свыше 5 часов, без высадки из кабины самолета пассажиров, пишет «МК». Такие случаи бывают вызваны как погодными, преимущественно в зимний период, так и техническими причинами.