Posted 8 марта 2018,, 06:38

Published 8 марта 2018,, 06:38

Modified 31 января, 18:43

Updated 31 января, 18:43

Когда Россию возглавит женщина?

8 марта 2018, 06:38
Политика остается одним из главных бастионов на пути гендерной революции. И он вряд ли будет взят, пока в обществе есть запрос на авторитарных лидеров.

В начале нынешней президентской гонки о намерении претендовать на пост главы государства заявляли телеведущие Ксения Собчак, Екатерина Гордон и Анфиса Чехова, а также звезда кино для взрослых Елена Беркова, но до финиша дошла лишь одна из них. При этом за всю историю современной России в выборах президента участвовали только Ирина Хакамада, Элла Памфилова и Галина Старовойтова, однако им или отказывали в регистрации, или они набирали минимальное число голосов.

Считается, что в нашей стране у женщин-кандидатов в принципе крайне мало шансов победить на выборах, и причина во многом кроется в патерналистском менталитете. Поэтому «Росбалт» решил поинтересоваться у экспертов, какие перемены должны наступить в обществе, чтобы оно оказалось готовым принять женщину на высших государственных постах, и считают ли они возможным, что в России в обозримом будущем женщина сможет стать главой государства.

Елена Здравомыслова, профессор факультета политических наук и социологии ЕУСПб, со-координатор программы гендерных исследований:

«У женщины появляется шанс сделать успешную политическую карьеру, когда меняется устойчивая гендерная оптика, формировавшаяся на протяжении столетий в условиях самых разных культурных моделей. И перемены, без сомнения, произошли. ХХ век был столетием гендерной революции. Правда, неизвестно, сможет ли она когда-либо завершиться. Но уже достигнут большой прогресс. Ему способствовали две мировые войны, индустриализация, феминистское движение, советские политики модернизации (в том числе прямо затрагивающие гендер), процессы деколонизации и т.д. Это глобальный процесс, и в каждой стране он проходит по-разному. Но в итоге жесткое закрепление ролей по признаку пола вообще должно исчезнуть.

Крайне важна массовая занятость женщин в сфере оплачиваемого труда. Женщины всегда много работали, но далеко не всегда их труд получал материальное вознаграждение в соответствии со вкладом. Ключевой момент в процессе вовлечения женщин в систему несемейных обменов — равная плата за равный труд. Это дается не сразу и всегда с борьбой. Женщины сами поначалу готовы на более низкую оплату, чем мужчины, из-за отсутствия квалификационных ресурсов и профсоюзной защиты. Им также приходится преодолевать стереотипы и сопротивление работников-мужчин, поскольку те без всякого восторга смотрят на женщин как на новых конкурентов.

Что касается политики, то это одна из тех профессиональных сфер, куда женщины попадают позже всего. Женский труд в государственных учреждениях, конечно, используется, но ни о какой политической карьере длительное время речи не идет. Так что политика — это один из последних бастионов гендерного неравенства. В России этот бастион все еще крепок, но некоторые бреши уже есть. Причем, как показывает опыт других государств, прорывы происходят очень быстро и неожиданно.

Но мне кажется, что у нас в стране для серьезного успеха на этом направлении нет одной очень важной предпосылки: в России отсутствует политическая конкуренция, без которой невозможно появление новых лидеров вне зависимости от их пола. Большим препятствием для продвижения женщин также становится отсутствие полноценной партийной жизни. Очень часть именно в рамках партий обучаются и формируются способные к политической деятельности лидеры. Так что политический процесс крайне необходим для изменения стереотипов в сфере политической занятости и карьерного продвижения. Я думаю, если бы у нас была другая политическая атмосфера, то женщины гораздо активнее участвовали бы в борьбе за первые позиции в государстве.

Конечно, наш режим воспринимает международные тренды и не хочет от них отставать, поэтому в определенной степени он обеспечивает участие женщин в политике. Нужно отметить, что лет десять назад этого не было. Но все эти женщины совершенно лояльны политическому режиму, и их придерживают на вторых — инфраструктурных — позициях. А поскольку реальной конкуренции нет, то они стремиться вперед и не будут.

Еще один очень важный момент. В России главная проблема продвижения женщины в любой профессии — гендерно выраженный профиль баланса оплачиваемой занятости и домашних обязанностей, особенно связанных с воспитанием детей. То есть наше общество устроено таким образом, что женщину, сделавшую серьезные шаги в карьере, всегда спросят: а как вам удается совмещать детей и работу? Мужчине такого вопроса не зададут никогда. Вовлеченность российских мужчин в повседневные домашние заботы также ниже. И это не вина отдельного мужчины. Таково наше гендерное общественное устройство.

Получается, что женщине не помогает ни общество, ни государство. Поэтому если у нее есть дети, она тормозит себя в любой карьере. Преимущество имеют люди, у которых нет семейных обязанностей, представляющих очень серьезную нагрузку — затраты времени, усилий и т. д. Это так называемый эффект стеклянного потолка. По закону женщинам в России ничего не мешает сделать карьеру — даже в политике. Но правила жизни диктуют совсем иное».

Петр Бычков, политический психолог, доцент кафедры политической психологии СПбГУ, к.п.н:

«С одной стороны, нашему обществу свойственен некий патерналистский архетип. В русских народных сказках, в отличие от эпоса других народов, женщина не стоит на первом месте. Образа воительниц и правительниц вы в них не найдете. В то же время, женщины несколько раз занимали российский престол, а Екатерину II и вовсе воспринимают как одного из наиболее достойных российских монархов. К некоторым современным женщинам-политикам также сформировалось весьма положительное отношение.

Так что я не могу сказать, что наше общество совсем уж критически относится к женщине во главе страны. Но я думаю, что в ближайшие годы оно не сделает такой выбор. Исследования показывают, что сейчас в стране большой запрос на авторитарного лидера. В принципе, если подобный образ удастся создать на федеральном уровне, то женщина-политик однажды сможет добиться результатов. Но сегодня, учитывая внешнеполитическую напряженность и накопившиеся проблемы, люди могут просто не поверить, что женщина справится в столь сложной ситуации.

Нужно отметить, что, несмотря на то, что женщины по природе своей более импульсивны, в принятии политических и деловых решений они, как правило, осмотрительнее и осторожнее. Мужчины больше склонны к риску и нацелены на инновационные изменения. Россия же крайне нуждается в реформах. И я думаю, что женщину в России выберут на пост президента только тогда, когда страна пройдет этот этап, а внешнеполитическая ситуация станет гораздо менее напряженной».

Елена Стецко, доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ:

«Когда в России появится мужчина-лидер, способный привести страну не просто к стабильности и защите от внешних угроз, а к благосостоянию и процветанию, тогда общество будет готово признать в роли главы государства хоть женщину, хоть представителя третьего пола. Пока у нас нет такого уровня жизни, женщина неизменно будет восприниматься как возможный, но заведомо более слабый кандидат: если мужчины не смогли справиться, то чего ожидать от женщины. И это не какая-то специфическая особенность России. Очень многие страны, где мы сейчас видим женщин во главе государства или правительства, прошли такой же путь.

На мой взгляд, как такового жесткого отрицания женщины-президента в России нет. Хотя определенный патернализм нашему обществу, без сомнения, присущ. Поддерживается он, во-первых, традицией мужского правления. Во-вторых, в стране накопилось множество проблем, которые не смогли решить даже мужчины на фоне благоприятной экономической конъюнктуры. При таком положении дел кандидат-мужчина по-прежнему будет казаться более сильным и ответственным. Так что пока нет реальной устойчивости в экономике, которая приведет к ощутимому улучшению качества жизни большинства населения России, а не только Москвы и Петербурга, голосовать будут за мужчин, ожидая от них твердой руки и сильной воли».

Татьяна Хрулёва