Posted 16 апреля 2018,, 16:28

Published 16 апреля 2018,, 16:28

Modified 30 марта, 20:07

Updated 30 марта, 20:07

Правозащитник: В деле Мисюриной врачебное сообщество одержало промежуточную победу

16 апреля 2018, 16:28

Возвращение в прокуратуру дела врача-гематолога Елены Мисюриной стало важной победой врачебного сообщества, однако правоохранительные органы станут внимательнее относиться к ятрогенным преступлениям, считает координатор правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов. Как рассказал правозащитник корреспонденту «Росбалта», растет и внимание общества к ситуации в сфере медицины.

«Можно однозначно сказать, что случилась победа медицинского сообщества и примкнувшей к нему прокуратуры. Однако давайте не будем забывать, что в свое время прокуратура следила за следствием, утверждала обвинительное заключение, направляла дело в суд и в первой инстанции поддерживала обвинение. Потом, после того, как эта история была предана огласке, и было мощное противодействие, несогласие со стороны медицинского сообщества, позиция прокуратуры вдруг резко изменилась, и она приняла решение обжаловать обвинительный приговор», — напомнил Булат Мухамеджанов.

Правозащитник отметил, что дело Мисюриной стало самым громким делом о врачебной ошибке в России, и вокруг него было сломано много копий. «Следственный комитет, по большому счету, был единственным органом, который в данном случае выступал на стороне пациентов. Недавно была встреча Александра Бастрыкина с ведущими медработниками во главе с Леонидом Рошалем. Там Бастрыкин вполне здраво заявил, что никакой кампании и кампанейщины в отношении врачей нет, но надо что-то делать с тем, что за последние пять лет в три раза выросло количество обращений на медицинские ошибки и в целом на медицину. В любом случае СКР, если поступает заявление, должен провести проверку, назначить судебно-медицинское исследование, экспертизу и при наличии оснований возбудить уголовное дело, и уже в рамках уголовного дела обязан проводить расследование», — пояснил Мухамеджанов.

По мнению правозащитника, нынешнее судебное постановление по делу Мисюриной стало, своего рода, ударом по авторитету и самолюбию СКР, для которого было важно довести дело до решения. «Сейчас, по крайней мере, в первое время, эксперты, специалисты, следователи — обе стороны, — как с позиции защиты, так и с позиции обвинения, будут ориентироваться, в том числе, и на это дело. Хотя медицинское сообщество одержало победу, пусть и промежуточную, но думаю, что СКР не остановит свою работу по противодействию врачебным ошибкам. Обороты уже набраны, и СКР за последние два года семимильными шагами продвигался во врачебной тематике — начиная с внутриведомственного обсуждения и до обсуждения на открытых площадках, в том числе с участием медицинского сообщества. Думаю, что работа в данном направлении будет даже активизирована. В региональных следственных управлениях ятрогенные преступления входят в число приоритетных и стоят на контроле в центральном аппарате. Правозащитники тоже настроены на тесное сотрудничество со СКР в расследовании ятрогенных преступлений, а информация, полученная „Зоной права“ в результате февральской федеральной „горячей линии“, сейчас проверяется», — подчеркнул Булат Мухамеджанов.

Напомним, что уголовное дело в отношении столичного врача-гематолога Елены Мисюриной, осужденной на два года колонии за гибель пациента, вернули в прокуратуру. Решение об этом принял в понедельник Мосгорсуд. Следствие считало, что врач случайно проткнула мужчине кровеносный сосуд иглой, что и стало причиной смерти.

Ранее правозащитная организация «Зона права» организовала федеральную «горячую линию», куда можно было обратиться за бесплатной консультацией по поводу врачебных ошибок. Звонивших инструктировали, в частности, о том, куда следует обращаться в случае врачебного произвола, какие документы необходимо собрать для заявления в Следственный комитет или в суд и т. д. По мнению правозащитников, тема врачебных ошибок должна стать более открытой и обсуждаемой, чтобы привести к ответственному отношению к организации медицинской помощи.