Posted 15 июня 2018,, 14:16

Published 15 июня 2018,, 14:16

Modified 31 января, 19:52

Updated 31 января, 19:52

Анатомия слухов: на кремлевском фронте без перемен

15 июня 2018, 14:16
Владимир Путин сохранил свою администрацию почти без изменений. Даже тем, кто хотел уволиться, этого позволено не было.

Вся верхушка кремлевской команды будет работать и дальше, вопреки всем слухам о возможных перестановках — вплоть до разговоров о замене главы администрации Антона Вайно на его первого заместителя Сергея Кириенко или увольнении другого первого зама, Алексея Громова. Состав, сформированный в 2016 году, успешно прошел президентские выборы, так что Владимир Путин счел, что пока ничего менять не надо. Он лично, как говорят источники, принял решение не отпускать «на отдых» даже тех, кто просился в отставку или хотел сменить место работы.

Итак, свой посты сохранили глава администрации Антон Вайно, два его первых заместителя — Сергей Кириенко и Алексей Громов. За Громовым остаются медиа, в первую очередь — телевидение, а Кириенко расширил свой функционал — кроме внутренней политики он теперь будет курировать цифровизацию и молодежную политику.

«Обычные» заместители Магомедсалам Магомедов и Владимир Островенко также сохранили свои должности. Пресс-секретарем президента остается Дмитрий Песков, который является еще одним замом главы администрации. Ходили слухи, что ему, как бывшему дипломату, дадут порулить министерством иностранных дел, потому что Сергей Лавров якобы просился «на пенсию». Однако Владимир Путин решил иначе.

Среди помощников президента также не наблюдается больших изменений. Самый известный из них — Владислав Сурков, вопреки слухам, которые распускало его ближайшее окружение, сохранил свой пост. Он остается, по словам Дмитрия Пескова, куратором российской политики в Донбассе, а значит и в отношении Украины в целом.

Судя по всему, бывшему первому заместителю главы администрации удалось при помощи угрозы своего ухода добиться восстановления баланса сил в непризнанных республиках на востоке Украины. Ходили слухи, что перестановки в руководстве ДНР и ЛНР связаны с победой в аппаратной борьбе в Москве силовиков, оттеснивших Суркова и его команду. Но в итоге он вроде бы восстановил свои позиции. Правда, потерял контроль над управлением по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, которое теперь подчиняется напрямую главе администрации.

Появились также слухи, распускаемые источниками, недружественными команде Суркова, что именно он якобы выступил инициатором массовой кампании в защиту крымского режиссера Олега Сенцова, осужденного за терроризм. Сенцов голодает уже больше месяца и в его поддержку за пределами России высказываются многие общественные деятели и политики, включая депутатов Европарламента, которые приняли в его защиту специальную декларацию. Однако конечная же цель этой компании в России якобы — это освобождение другого режиссера, а именно Кирилла Серебренникова, который считается другом Суркова и сейчас находится под домашним арестом.

История это звучит не слишком достоверно, поскольку кампания в поддержку Сенцова, за исключением громких заявлений сделанных российскими деятелями искусств на закрытии фестиваля «Кинотавр», в основном ведется силами правозащитников, мягко говоря, недружественных Владиславу Суркову. Можно предположить, что, таким образом кто-то пытается дискредитировать сразу и помощника президента, и сами попытки освободить Сенцова, что, очевидно, выгодно все тем же силовикам.

Должность помощника президента и главы государственно-правового управления сохранила Лариса Брычева. Еще в мае ходили упорные слухи, что она уйдет в Конституционный суд, а затем его и возглавит. Это, по мнению источников, близких к администрации президента, подтверждало, что Владимир Путин нацелен на проведение конституционной реформы до 2024 года, когда должны истечь его полномочия. Соответственно, теперь это решение как минимум отложено. Хотя источник, близкий к государственно-правовому управлению говорит, что теперь и речи о такой реформе уже не идет.

Путин сохранил в числе своих помощников также Андрея Белоусова, Игоря Левитина, Юрия Ушакова и своего старого друга Андрея Фурсенко. Белоусов продолжит отвечать за экономику, Левитин — за спорт, Ушаков — за международные дела, а Фурсенко — за образование и науку. К команде добавился также выходец из ФСБ, бывший замдиректора Федеральной таможенной службы Анатолий Серышев, который сменил Евгения Школова на посту «главного кадровика» Кремля. Еще один «чекист» Дмитрий Шальков станет помощником президента и главой контрольного управления вместо перешедшего на должность главы аппарата правительства Константина Чуйченко.

Руководителем протокола президента остался Владислав Китаев. А референтурой продолжит руководить Дмитрий Калимулин, который, вдобавок, получил также должность помощника президента, что может восприниматься как повышение.

Владимир Путин также сохранил своих полпредов в Совете Федерации и Госдуме Артура Муравьева и Гарри Минха, а Михаил Кротов остался полпредом президента в Конституционном суде. Единственный, кто лишился своего поста — это Виктор Васильев, который был полпредом России при Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Сохранили должности и большинство советников президента, чей административный статус заметно ниже, чем у помощников. Советниками остались Антон Кобяков, Александра Левицкая, Владимир Толстой, Сергей Глазьев, Михаил Федотов, Вениамин Яковлев. Освобождены от должностей советников Сергей Григоров и Герман Клименко, отвечавший на словах за развитие интернета, на деле же лоббировавший усиление цензуры и борьбу с социальными сетями. Интернет-сообщество не скрывало по этому поводу радости, хотя это решение Путина, разумеется, вряд ли означает изменение государственного курса.

Что касается тех, кто потерял посты, то это четверо помощников главы государства: бывший министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, бывший губернатор Калининградской области Николай Цуканов, бывший глава управления делами президента Владимир Кожин и, наконец, Евгений Школов, о котором разнообразные телеграм-каналы очень любят рассуждать как о лидере собственной «силовой» группы во власти. Теперь, судя по всему, эта группа (если она и была), прекратила свое существование или, как минимум, серьезно потеряла во влиянии.

Таким образом, администрация президента сохранилась практически в нетронутом виде. При этом практически все кадровые прогнозы не подтвердились, вне зависимости от того, делали их сами чиновники или их недоброжелатели. И связано это явно с решением Владимира Путина не проводить на нынешнем этапе никаких замен. Что, как водится, уже породило слух о том, что отставки все же будут — но после сентябрьского Единого дня голосования.

Иван Преображенский