Posted 17 сентября 2018,, 17:45

Published 17 сентября 2018,, 17:45

Modified 30 марта, 18:43

Updated 30 марта, 18:43

Черный лебедь прилетел из Приморья

17 сентября 2018, 17:45
Эксперты считают, что приписки на выборах в регионе затронули всех, поскольку россияне трепетно относятся к справедливости как таковой. Еще неизвестно, чем это обернется.

В Приморском крае неожиданно для партии власти прошел второй тур, и единоросс — тоже очень внезапно — начал проигрывать. Тогда нужному кандидату приписали сотни голосов, даже не пытаясь придать происходящему видимость приличия. Это вызвало негодование избирателей и даже стихийный митинг.

Александр Ющенко, депутат Госдумы, руководитель пресс-службы КПРФ, политолог:

«То, что происходило в Приморье с 4 часов утра до нынешнего момента, — это уже не выборный процесс, не подсчет и даже не фальсификация. Это откровенное переписывание протоколов. Здесь грабеж полномочий власти, захват власти. В любой цивилизованной стране это карается как уголовное преступление.

На 19 участках — в Советском районе Владивостока, Уссурийске — были введены два разных протокола. Первый был примерно в 11-12 часов, другой примерно в 6-7 часов. И разница очень любопытная: за [единоросса] господина Тарасенко везде наприписывали до тысячи голосов

Нужно создать комиссию, работу которой должен поддержать сам президент РФ. В нее нужно включить представителей всех парламентских партий. Мы также будем настаивать, чтобы по участкам, где произошли вопиющие действия власти в отношении выборного процесса, был направлен запрос в Генпрокуратуру и Следственный комитет, будем добиваться уголовных дел в отношении конкретных людей, в частности — главы администрации Уссурийска».

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:

«Ситуация в Приморье поставила новые вопросы перед властью и политической системой в целом. Те чудеса, которые стали происходить с процентами голосов за кандидата от власти, пробили дно, до сих пор считавшееся непробиваемым. Если выборы официально и признают — а мы знаем, что Центризбирком взял некоторую паузу, — то вряд ли они будут приняты общественностью. Поэтому здесь встает вопрос о продолжении сохранения легитимности самого института выборов. Власти стоит понять, насколько ситуация взрывоопасна. Уже сейчас в Приморье собираются стихийные митинги.

В целом же, это только первые выборы, где происходит второй тур. Еще они пройдут во Владимире, Хакасии и Хабаровске. Если и там примут во внимание опыт коллег из Приморья и начнутся похожие чудеса, которые приведут к победе явно непопулярных кандидатов, то у нас будет уже несколько очагов политического протеста. А если их поддержат в Москве, то это грозит повторением ситуации 2011 года, когда народ выходил на улицы с лозунгом „у нас украли выборы“.

Андрея Тарасенко поддержал лично президент, он имеет „связку“ с „новым курсом“ Владимира Путина, ассоциируется с призывом „технократов“. Поэтому о глубине реакции можно только догадываться. Либо нас ждет горячий политический период осени-весны 2018—2019 годов, либо на очередном витке мы съедим то, что в КПРФ назвали узурпацией власти, а другие назвали тотальной фальсификацией. Если мы эту фальсификацию проглотим, то будем двигаться в сторону нового „пробития дна“. Вот некоторые радикальные политтехнологи уже выступили с заявлением, что выборы — в принципе зло, и хорошо бы их отменить, что было бы безопаснее для государства, так как победа „незапланированных“ кандидатов раскачивает лодку и вообще играет на руку дестабилизирующим силам».

Максим Жаров, политолог:

«Произошедшее в Приморье трудно назвать „выборами“. Последствия кризиса на Дальнем Востоке еще лишь предстоит испытать и узнать во время вторых туров губернаторских выборов в других регионах. Теперь произойдет усиление протестного голосования и ухудшение позиций кандидатов, которых поддерживает Москва.

Ситуация будет очень быстро меняться, а социология не срабатывает в оперативном режиме. Очевидно, что все расклады по социально-экономическому самочувствию граждан надо смотреть уже непосредственно перед голосованием.

В целом, продавливание [провластного кандидата] Андрея Тарасенко в таком режиме, как это началось в воскресенье, ни к чему хорошему не приведет. И нам уже надо быть готовыми к отмене губернаторских выборов и замене их простым назначением президентом губернаторов. Разговоры об этом уже начались».

Григорий Мельконьянц, сопредседатель совета движения в защиту прав избирателей «Голос»:

«Первый вывод, который можно сделать: прямые фальсификации на выборах никуда не делись. Когда есть конкуренция и оппоненты идут ноздря в ноздрю, то в любой момент могут включиться административный ресурс и вот эти ночные фальсификации, которые, как мы надеялись, уже ушли в прошлое. Понятно, что избирательные комиссии действовали не по собственному умыслу, и это — основная проблема. Был заказ, и этот заказ был комиссиями отработан.

Это все скажется, в первую очередь, на повышении явки на выборах в других регионах. Избиратели увидели, что выборы важны, если в их ходе так активно используются черные технологии и фальсификации. Избиратели, когда голосуют за оппонентов власти, таким образом демонстрируют несогласие с действиями власти. Более того, все это может сказаться и на количестве наблюдателей: те люди, которые ранее были разочарованы в том, что нет интриги на выборах, теперь могут записаться наблюдателями, чтобы следить за процедурами подсчетов на участках.

В целом, такая ситуация мобилизует людей. Российские граждане очень чувствительно относятся к несправедливости, а история в Приморье затронула не только ярых оппозиционеров, но и системные парламентские силы. Даже политологи и политтехнологи, наблюдая за этим „беспределом“, были крайне возмущены таким отношением к выборам».

Дмитрий Ремизов