Posted 15 ноября 2018,, 06:35

Published 15 ноября 2018,, 06:35

Modified 31 января, 21:21

Updated 31 января, 21:21

СМИ: Независимые АЗС заявили о дефиците топлива

15 ноября 2018, 06:35

Решение правительства о заморозке мелкооптовых цен на топливо изменило торговую политику крупных нефтекомпаний: они минимизируют продажи топлива независимым сетям АЗС, отменяя системы скидок и переходя на полную предоплату, и направляют топливо на собственные заправки.

В Восточной Сибири, где велика концентрация независимых АЗС, такой подход уже привел к нехватке дефицитного зимнего дизельного топлива. Избежать полноценного кризиса в такой ситуации можно лишь за счет зимнего падения спроса и низких цен на нефть, заявили собеседники «Коммерсанта» в отрасли.

Так, в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на прошлой неделе на 5—10%. «Газпром нефть» поставляла в регионы значительный объем топлива производства других компаний, но после заморозки с 1 ноября цен в мелком опте такие операции стали невыгодными. Участники рынка пытаются купить товар у «Роснефти», у Ачинского НПЗ компании стоит очередь из 300 бензовозов. Самая проблемная позиция — дизтопливо.

В «Газпромнефть — региональные продажи» заверили, что обеспечивают «равный доступ к ресурсу» для всех участников рынка. Но на Ачинском НПЗ подтверждают наличие очередей, связывая их с повышенным спросом на зимнее дизтопливо и тем, что независимые участники рынка не сделали запасов заранее.

В ФАС говорят, что отслеживают ситуацию с отгрузками на независимые АЗС, на 15 ноября запланировано селекторное совещание с представителями регионов. В Минэнерго ситуацию не комментируют. Представитель курирующего ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака заверил, что в правительстве также следят за ситуацией.

В целом источники настроены умеренно оптимистично, поскольку падение цен на нефть за последний месяц на $15, до $67 за баррель, должно привести к снижению цен на топливо на бирже. «Ситуация сложная, особенно в некоторых регионах, но с точки зрения обеспечения топливом она улучшается по сравнению с началом ноября», — считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В то же время он подчеркивает, что маржинальность АЗС по-прежнему очень низкая, независимые заправки не могут, в отличие от активов нефтекомпаний, работать в убыток и в ряде случаев вынуждены повысить цены. Это приводит к оттоку потребителей на заправки нефтекомпаний.

Собеседники в независимой рознице надеются на снижение биржевых цен на топливо, поскольку рентабельность экспорта резко упала. При этом они отказываются делать прогнозы о динамике оптовой цены после 1 января, когда будут повышены акцизы, НДС, а также вступит в силу налоговый маневр и демпфирующий акциз.