Posted 13 декабря 2018,, 17:45

Published 13 декабря 2018,, 17:45

Modified 31 января, 21:37

Updated 31 января, 21:37

Эксперт: За отбором учебников должен стоять не бизнес, а экспертное сообщество

13 декабря 2018, 17:45
«С одной стороны — монополизация, с другой — просто спустили распоряжение сократить, и сократили», — так прокомментировал на состоявшемся Круглом столе по вопросам образования руководитель лаборатории образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус сообщение пресс-службы Министерства просвещения РФ о сокращении перечня учебников (ФПУ) на 37%.
«Это как про офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Эти все учебники, они же появились за последние четыре года, они же не свалились с неба. Они благополучно существовали в 2014 году, попали в перечень. И это тот же перечень, экспертизу которого проводили те же самые РАН и РАО. Прошло четыре года и теперь к ним возникли претензии. Почему? Почему четыре года назад не обнаружились эти проблемы? Как объяснить? Я понимаю, если бы это были новые учебники — все 300. Их проверили и сказали — нет, они не получились», — считает эксперт.
На состоявшемся 11 декабря в Москве круглом столе с участием ведущих экспертов в области образования были презентованы результаты экспертного опроса на тему «Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации нацпроекта „Образование“ в 2018—2024 годах». Опрос проводился Центром общественно-политических проектов (ЦОПП) в октябре—декабре 2018 года. В исследовании приняли участие 49 экспертов.
Опрос показал, что профессионалы образовательной сферы не удовлетворены формально-технократическим подходом чиновников к нацпроекту «Образование». Вызвало критику и сокращение Министерством просвещения Федерального перечня учебников (ФПУ) на треть. По словам директора по проектам в сфере государственной политики ЦОППП Николая Сапронова, «реализуется логика сокращения вариативности». «И эта установка Министерства в ходе нашего экспертного вопроса неоднократно критиковалась, — отметил он. — Не должны быть такие математические критерии, что каждый раз, когда мы проводим ревизию ФПУ, мы должны сокращать его на треть».
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский заявил по теме процедуры отбора учебников: «Непрозрачно. Ни сама процедура, ни основание ни конечный результат. И поскольку это непрозрачно, то судить об этих результатах очень сложно. Вся эта шумиха — это затягивание цифровизации в интересах коммерческих структур, что не очень хорошо».
На сегодняшний день издательство «Просвещение» достигло доли почти в 70% госзаказа на учебные пособия. По ряду предметов (например, история России, музыка, французский язык) доля «Просвещения» доходит до 90% за счет того, что учебники конкурентов изымаются из ФПУ.
«У нас иногда пытаются ввести унификацию образования, полное единообразие, — заявил доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО) Александр Асмолов, побывавший на встрече Владимира Путина с обновленным составом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. — В ответ на мое выступление я услышал сверхважное для образовательной политики, тезис президента, он сказал: „Унификация образования несет в себе серьезнейшую опасность“. „Говорить о едином учебнике, — я цитирую президента, — неэффективно, а тем самым свести все к одному учебнику нельзя“».
Ученый также сообщил, что, по мнению президента Владимира Путина, за отбором учебников должен стоять не бизнес — за содержание отвечает экспертное сообщество. Асмолов передал слова Путина: «Поймите, самое важное — понять, что учебники сегодня — это бизнес. И это необходимо приостановить. От этого необходимо избавиться!».
Дальнейшая монополизация рынка учебников может привести к ухудшению качества российского образования, что противоречит целям национального проекта «Образование». Однако, как надеются эксперты, президент в курсе проблемы и его позиция в этом вопросе очень четкая: качество учебных пособий должно определяться квалифицированными экспертами, а не лоббистами от бизнеса. Это дает им основание надеяться, что общественная дискуссия и указания президента России подтолкнут Минпросвещения к выработке более прозрачных процедур отбора учебных пособий, а на рынок учебников вернется здоровая конкуренция.