Posted 22 февраля 2019,, 09:52

Published 22 февраля 2019,, 09:52

Modified 30 марта, 17:27

Updated 30 марта, 17:27

Педагог: Система профилактики детского девиантного поведения не работает

22 февраля 2019, 09:52

Случай в Приморье, где родители устроили самосуд над агрессивным школьником, — это последствие неработающей системы профилактики детского девиантного поведения, считает доцент факультета психологии СПбГУ Ирина Писаренко. Как заявила кандидат педагогических наук корреспонденту «Росбалта», свои функции в этом направлении не выполнили ни школа, ни другие учреждения.

«Мы видим проблемы межведомственного взаимодействия между школой и другими органами, которые должны, по своим функциональным обязанностям, заниматься детьми. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, и органы опеки, и уполномоченные по правам ребенка. У нас много организаций, которые, в принципе, должны заниматься детьми, если возникают какие-то девиации. Но можно сказать, что у семи нянек дитя без глаза останется. Это организационно-управленческая проблема, которая сейчас в России не решена», — сказала Ирина Писаренко.
По мнению эксперта, недоработка педагогического коллектива очевидна. «Если в школе есть какие-то правила решения конфликтов, работает служба медиации или просто какое-то сообщество, которое помогает в разрешении конфликтов, то тогда невозможно представить ситуацию, чтобы родители устроили самосуд. Ведь речь идет о ребенке, какой бы он ни был агрессивный. И ему надо помогать — прежде всего, в школе, потому что школа выступает неким центром, который организует взаимодействие всех остальных органов, призванных заботиться о детях», — отметила Писаренко.

В то же время, отметила педагог, неверно всю вину сваливать на школу, которая государством ограничена в своих средствах. «У школы нет сильных, жестких полномочий по пресечению каких-то агрессивных действий детей. Школа не может ребенка исключить из своих стен, не может предпринимать действий, связанных с отстранением ребенка от занятий. Здесь надо думать о том, какие должны быть механизмы сопровождения таких детей. Может, какая-то локальная изоляция, помещение ребенка в специальное учреждение, где с ним поработают психологи, педагоги, еще кто-то. Должны быть такие учреждения, где могут детям помочь справиться со своей агрессией. Ребенок, если живет без родителей, то он живет в сложной ситуации. И в этом конкретном случае я не могу винить ребенка. Поведение детей — это следствие усилий взрослых», — пояснила Писаренко.

Педагог подчеркнула, что невозможно оправдать родителей, устроивших жестокий самосуд, но ясно, что их действия вызваны беспомощностью: институциональные механизмы не работали в данном случае. «Государству, наверно, надо думать о том, какие можно предпринимать меры, чтобы была возможность изолировать детей, если они проявляют чрезмерную агрессию, которая причиняет существенный вред другим детям. А сейчас эти родители просто взяли на себя функцию государства, которое устранилось. А родителю важно лишь защитить своего ребенка. Поэтому нужны другие механизмы решения проблемы, особенно когда у одного ребенка есть родители, а у другого нет, одни активны, а другие занимают пассивную позицию. Должно общество подключаться к решению проблемы», — указала Ирина Писаренко.

Педагог констатировала, что агрессия в школах растет — и у детей, и у родителей, и у учителей. И поэтому школьные войны будут продолжаться, пока не будет четкого понимания того, что нужно делать в случаях, когда родители или их дети «нарушают чужие границы».
Напомним, ранее сообщалось, что в Приморье родители нескольких детей в одной из школ Большого Камня окунули головой в унитаз пятиклассника. Последний регулярно издевался над другими детьми и причинял им телесные повреждения, но неоднократные жалобы директору школы не принесли никаких результатов. Следственный комитет возбудил дело по статье о побоях.

Комментарии других экспертов читайте в статье «Росбалта».