Posted 24 июня 2016,, 15:08

Published 24 июня 2016,, 15:08

Modified 31 марта, 02:51

Updated 31 марта, 02:51

Эрмитажная коллекция эпохи Вячеслава Зайцева

24 июня 2016, 15:08
112 шедевров легендарного российского модельера выставлены в Манеже Малого Эрмитажа, где их можно увидеть до конца сентября.

Выставка в петербургском Эрмитаже автоматически закрепляет за художником звание классика, а за его произведениями — статус шедевров. Но на сей раз трудно сказать, кто кого осчастливил. Вячеслав Зайцев — человек-эпоха, поставивший на дыбы российскую моду уже тем, что ее собственно и создал, а мировую — самим фактом существования гениального модного дизайнера в советской России.

Эрмитаж — музей-явление, музей-вселенная с почти трехвековой историей. Почему-то кажется, что они сошлись и дружат на равных — мастер и сокровищница мирового искусства, которая теперь будет хранить его произведения.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, выставкой легендарного Славы Зайцева музей открыл серию костюмных экспозиций. С обширной коллекцией одежды разных эпох, принадлежащей Эрмитажу, в перспективе можно будет ознакомиться на постоянной выставке в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».

Коллекция костюмов от Вячеслава Зайцева в Эрмитаже — торжество вкуса и стиля, а также неоспоримое доказательство того, что этот художник — певец женской красоты. И не просто женской, а именной русской.

«Я восхищаюсь народным костюмом — он очень мудрый, многогранный и многослойный. Я взял его за основу, и не жалею», — говорит сам мастер.

Действительно: жалеть не о чем — в этом уже давно все уверены. Но настоящему художнику всегда свойственно сомневаться. А Зайцев о себе говорит: «Я художник изначально».

Он передал в Государственный Эрмитаж 112 костюмов — это свидетели его взлетов и расцвета, вехи эпохи маэстро и истории его страны. Еще никогда столько произведений Зайцева не выставлялись одновременно.

Тут шедевры из самых дорогих сердцу модельера коллекций — «Тысячелетие крещения Руси» 1987 года, «Русские сезоны в Париже», триумфально прошедшие по Елисейским Полям в 1988 году, «Истоки», а также работы последних лет из «Ностальгии», «Ноктюрна», «Узоров жизни» и «Золотого века».

По его словам, он не может особо выделить какой-то один костюм или платье в экспозиции — все они доставили радость творчества мастеру и его поклонникам.

Будучи скромным и доброжелательным ко всем без исключения, он абсолютно уверен, что главный секрет успеха — постоянный и подчас тяжелый труд.

«Любому начинающему дизайнеру моды я могу посоветовать только одно — изучать историю цивилизации, историю костюма. Я был деревенским парнем из простой семьи, моя мама была прачка», — рассказал он.

По словам маэстро, педагоги, у которых он учился своей профессии, были довольно строги, что пошло только на пользу.

«Я очень много трудился: я углубился в историю, я много рисовал, копируя костюмы народов мира. И это мне помогло не только во время учебы, но и в дальнейшем — например, когда мне предложили делать костюмы для театра. Это уже не составило для меня труда, потому что у меня было чувство эпохи, в которой разворачивалось действие спектакля», — пояснил Зайцев.

Он «одел» актеров в более чем 20 постановках московских театров, не считая кино. Среди его клиентов были Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Вера Васильева, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неелова, Алиса Фрейндлих.

Жизнь Вячеслава Зайцева нашла отражение в фотографиях и набросках, представленных на выставке. «Надо много работать, — призывает он. — Я и сейчас продолжают трудиться каждый день».

Но в его творческом пути нашлось место и для удачного случая. Вячеслав Зайцев вытащил «счастливый билет» несколько раз за свою жизнь. И каждый раз счастье скрывалось как вроде бы за провалом. Так, например, случилось в 1963 году, когда молодой 25-летний модельер показал первую коллекцию специальной одежды для работниц села.

У официальных лиц советского времени костюмы из ярких ситцев и павлопосадских платков вызвали негодование. Однако именно благодаря этой коллекции имя Зайцева стало известно на Западе. «Он диктует моду в Москве», — написали про него французы, а американцы и вовсе назвали «Королем моды» и «Красным Диором».

Вячеслав Михайлович хранит верность народному костюму — сложному и целомудренному. Он против откровенных нарядов и неприкрытого тела, считая, что женщина сама может стать творцом своей красоты.

«Чтобы выглядеть красиво — достаточно минимальных средств: простое платье, одно хорошо подобранное украшение, красивая голова, умеренный макияж. И все — женщина красива! Она даже сама не представляет, насколько», — считает модельер.

По словам мастера, он нашел смысл жизни в поисках гармонии и совершенства средствами высочайшего искусства. Силуэты его творений изысканы, подчеркнуто женственны, как впрочем и материалы — кружево, шелк, меха.

«Выставка — свидетельство важности и значимости того, что я делаю. Я всегда был верен своему пути, гармонии, красоте и русскому стилю. Я всегда работал для людей, всегда хотел доставлять радость», — заявил Вячеслав Зайцев, открывая свою выставку в Эрмитаже.

С ним трудно не согласиться: его произведения живут, они прекрасны, их хочется носить, ими хочется восхищаться или хотя бы потрогать, чтобы почувствовать себя причастным к этому рукотворному совершенству и его создателю.

Юлия Иванова