Posted 19 января 2017,, 21:10

Published 19 января 2017,, 21:10

Modified 31 января, 13:36

Updated 31 января, 13:36

Дорога, которую выбрали американцы

19 января 2017, 21:10
Настоящие граждане США способны на такие сюрпризы, как избрание Дональда Трампа и история возрождения Route 66.

Что может быть грустнее, чем дорога, по которой никто не едет? Только пустое кафе, где час за часом скучает за стойкой бармен. Подумайте об этих грустных сценах, и вы поймете, что почувствовал утром 22 сентября 1978 года парикмахер Анхель Дельгадильо из городка Сэлигман (Saligman), когда пришел в свой небольшой салон.

Еще вчера ему приходилось улавливать момент, чтобы перейти шоссе — столько мчалось по нему машин, а в тот день не было ни одной.

А ведь это была знаменитая Route 66 (Шоссе 66): четыре тысячи километров от Чикаго до Лос-Анджелеса, от озера Мичиган до Тихого океана.

Дорогу построили в 1920-х годах прошлого века — первый настоящий хайвей в мире. Она проходила по территории восьми штатов и почти 50 лет была основной магистралью, связывающей Север и Юг Америки. Ее называли Матерью американских дорог.

Всему миру она известна по десяткам голливудских фильмов. Например, знаменитое шоссе фигурирует в культовом оскароносном кино Дэниса Хоппера «Беспечный ездок» или в «Форресте Гампе» с неподражаемым Томом Хэнксом. В самих Штатах был даже популярный телесериал Route 66.

Дороге посвящали книги и песни. Бобби Троуп, пианист из группы блюзмена Томми Дорси, написал блюз об этой дороге Get your kicks on Route 66. «Если когда-нибудь решишь поехать на машине на Запад, поступай, как я, езжай по самой лучшей магистрали. Получи удовольствие на дороге 66…», — слова этого блюза стали визитной карточкой трассы.

Так получилось, что по этому пути в поисках лучшей жизни добирались в Калифорнию разорившиеся фермеры, на которых навалилась Великая Депрессия и напасть под названием Dust Bowl (пыльный котел) — череда катастрофических пыльных бурь, которые в начале 1930-х годов прокатились по прериям Колорадо, Оклахомы, Канзаса, Техаса. А в 1960-е дорога стала символом свободы для целого поколения американских парней, которые мчались к океану через пустыню на своих «Харлеях».

И еще Route 66 была кормилицей для сотен маленьких городков — таких, как Сэлигман. Потому что дорога — это заправки, ремонтные мастерские, закусочные, бары, мотели. И однажды, в то самое утро, о котором вспоминает Анхель, все кончилось. Торжественно открыли другое, современное, широкое и скоростное Шоссе номер 40.

Через несколько месяцев стало понятно, что жизнь городка изменилась безвозвратно. 66-ю исключили из списка действующих дорог, перестали ее ремонтировать, сняли все опознавательные щиты, на въездах поставили шлагбаумы. Многие семьи свернули свой бизнес и потянулись в другие места в поисках работы.

Все могло кончиться печально, как, к примеру, с бесперспективными деревнями в Псковской области, но к счастью для Сэлигмана, парикмахер Анхель не собирался покоряться судьбе.

«Я подумал: ведь наши родители приехали в Америку из Мексики, пережили Великую Депрессию, вырастили нас не для того, чтобы мы опустили руки. Я видел расцвет Дороги 66 и решил, что не дам ей умереть, потому что это не просто кусок шоссе. Это — память многих людей. Память об отчаянии и радости. Сколько семей устремлялось по 66-й за работой? Сколько мальчишек, уже ставших взрослыми, вспоминает, как они смотрели на звездное небо в прериях или каким вкусным был тогда яблочный пирог в придорожном баре?» — рассказал этот пожилой, живой и энергичный человек, стоя у своего старого парикмахерского кресла в комнате, сплошь увешанной старыми фотографиями, открытками, плакатами. На столике в углу булькал кофейник, чтобы те, кто захочет, могли перехватить кружечку кофе.

Анхель понял, что такой нематериальный актив, как дух свободы, память и верность традициям, может спасти город. Вместе с несколькими соседями он собрал в своем бильярдном клубе представителей таких же маленьких городков, что стояли вдоль трассы, и 17 человек организовали ассоциацию, которая поставила своей целью добиться от правительства штата Аризона возрождения дороги и присвоения ей статуса «Историческая».

Первая штаб-квартира ассоциации разместилась тут же — в бильярдной-парикмахерской, и Анхель стал ее президентом. Очень американская история. Они подняли на ноги прессу, писали петиции, требовали, призвали на защиту дороги известных людей… И у них получилось!

В ноябре 1987 года штат Аризона торжественно объявил участок, соединяющий Сэлигман с Кингманом, Исторической дорогой 66, выделив деньги на ее функционирование. Потом к Аризоне присоединились другие штаты, которые посчитали нужным поддержать инициативу ассоциации и вдохнуть новую жизнь в старую трассу…

У современных байкеров вошло в моду прокатиться по ней большой компанией. В первое воскресенье мая в Сэлигмане стартует автопробег, в котором участвуют сотни автомобилей. А поскольку удалось сохранить уникальную субкультуру Route 66, она привлекает тысячи туристов.

Вот и семья Дельгадильо открыла в старой бильярдной сувенирный магазин, где можно купить массу вещей, которые напоминают о романтической американской истории 1930-1960-х годов: ремни и кожаные куртки, старые автомобильные номера и плакаты, диски, открытки, книги.

За прилавком стоят дочери хозяина — Мирна и Кларисса, а управляет бизнесом его зять — Маурисио. Сам же 87-летний отец семейства разговаривает и фотографируется с туристами. И даже иногда, под настроение, бреет соседей.

«Мы сумели. И моим детям не надо покидать родной город», — доволен Анхель.

Каждый день в город приезжает 8-10 автобусов с туристами со всего мира. Места в мотелях не пустуют. Работают лавки и бары. Людей много, особенно — в сезон, а магазин Анхеля вообще никогда не закрывается, потому что его маленькая парикмахерская стала настоящим музеем и достопримечательностью Аризоны.

Route 66 — это захватывающее путешествие по Америке. Как звучат эти названия, сколько чувств и эмоций они будят — Аризона, Колорадо, Невада. Меняется пейзаж, меняется погода… На севере — березы, мелкий дождичек, температура — плюс 15 градусов, как будто осень в Карелии. По мере продвижения в сторону Сэлигмана появляются живописные холмы, покрытые красивыми сосновыми лесами.

Потом как-то незаметно лес переходит в прерии, где на фоне далеких гор стоят вдали друг от друга одинокие дома. На ранчо пасутся коровы и лошади. Иногда появляется стадо бизонов.

Затем дорога идет между лысых красноватых гор, чтобы втянуться, наконец, в пустыню с редкими кактусами и юкками, а также каким-то зеленоватым растением с жесткими мелкими листочками, выделяющим креазот и потому способным тут выжить.

В штате Невада пустыня Мохаве вздыбилась грязевыми холмами (muddy mountains), которые когда-то образовались из лавы бушевавших здесь вулканов. И температура воздуха там поднимается уже за 30 градусов. А впереди еще — изумрудная Калифорния и океан. Дорога 66 заканчивается у роскошного пляжа в пригороде Лос-Анджелеса, Санта-Монике.

Как это ни смешно, но в случае с Route 66 сработал не только энтузиазм людей, но и механизм прямой демократии. Местные власти просто не могли проигнорировать инициативу брадобрея из Сэлигмана и его земляков. Они же налогоплательщики и избиратели!

Route 66 стала таким же символом Америки, как статуя Свободы или Гранд Каньон. Наверное, такие люди, как Анхель Дельгадильо, и выбрали 45-го президента, которым стал Дональд Трамп. Но это совершенно не значит, что с этими сильными и самостоятельными американцами будет легко...

Наталия Сергеева, INLOVEWITHTUSCANY