Posted 8 мая 2014,, 11:35

Published 8 мая 2014,, 11:35

Modified 31 марта, 13:41

Updated 31 марта, 13:41

Почему Путин бросил Донбасс?

8 мая 2014, 11:35
Президент РФ сдал назад не из-за настроений Юго-Востока: украинский обыватель склонен поддерживать сильнейшего. Реальные мотивы действий Путина пока неизвестны, но явно находятся за рамками риторики о «защите русских».

Признание Владимиром Путиным целесообразности президентских выборов на Украине и просьба перенести референдум о самоопределении Донбасса стали холодным душем для населения России, и не только для него. Затянувшееся молчание российского лидера общественное мнение было склонно толковать как подготовку к неожиданному шагу. И Путин действительно сделал то, чего не ждали: вчера он сдал назад.

Почему президент РФ отказался помогать ополченцам Донбасса, за расстрелами которых мы вынуждены наблюдать в прямом эфире? Официальная версия, которую высказывал и сам Путин, гласит: по данным опросов, на Юго-Востоке сторонников РФ меньше, чем в Крыму, а против воли населения он не пойдет. На днях один сетевой публицист написал, что русские войска приходят туда, где люди этого хотят, и где военных гарантированно встретят как освободителей. А пока Одесса сидит по углам, еще неизвестно, за кого она – а вдруг за бандеровцев? Вот если бы там против Майдана вышло сто тысяч человек – тогда бы, мол, другое дело.

Все это звучит красиво и даже откровенно. Но, если копнуть глубже, картина меняется. Потому что эти слова не объясняют ни отсутствия помощи Славянску, ни ввода войск в Крым. И здесь очень уместно вспомнить хронологию событий.

Причиной для ввода российских войск Кремль назвал «защиту русскоязычного населения Крыма». Не будем повторять за киевскими пропагандистами, что никто русским на полуострове не угрожал – угрожали. Вопрос только, каким русским, и сколько их было.

Напомним, первые российские спецназовцы появились в зданиях Верховного совета и Совета министров Крыма в ночь на 27 февраля. Предшествовало этому лишь одно очень скромное по донбасским и одесским меркам событие: митинг у стен Верховного совета 26 февраля. На него вышло менее 3 тысяч человек (а по некоторым оценкам, не более тысячи). Это катастрофически мало не только для 2,6-миллионного полуострова в целом, но и для отдельно взятого Симферополя.

Сказать, что митинг представлял все слои населения Крыма, тоже нельзя. Это были в основном пенсионеры, бабушки, которых, с криками «Мы будем вас резать, как баранов!», разогнали молодые крымско-татарские "активисты”. Одного пенсионера, кстати, там же и зарезали заточкой, еще одну пенсионерку затоптали в давке при полном невмешательстве милиции. После чего лидер русской части митинга Сергей Аксенов и татарской – Рефат Чубаров по договоренности друг с другом быстренько развели две искрящие толпы.

Кадры видео показывают, что людей моложе 35 лет среди русских практически не было. По итогам столкновения всем стало очевидно: русские проиграли. Что неудивительно, если вспомнить, сколько раз за минувшие 25 лет русских в Крыму бросала Россия, сколько раз русские движения полуострова продавали и предавали друг друга. Да что там, достаточно вспомнить, что на последних выборах "Русское единство" Аксенова набрало менее 10% голосов.

Но все это не помешало Путину в ту же ночь ввести в Крым войска. Знал ли об этом Сергей Аксенов? Неизвестно. Но очевидно, что никто из рядовых крымских русских не был к этому готов. Мало того, никто поначалу не верил. Думали, это новые власти Киева военных из Перевального ввели для предупреждения сепаратизма. Даже «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый спустя несколько недель признался в телеинтервью, что до сих пор с изумлением обнаруживает Крым российским.

Принципиально важно тут вот что: блокирование административных зданий и, тем более, воинских частей Украины в Крыму, за исключением Керчи и Севастополя, началось уже после ввода войск РФ. И смена власти, и смена вывесок - тоже. Зная Крым, могу сказать, что без «зеленых человечков» ситуация в Симферополе вряд ли сильно отличалась бы от ситуации в Херсоне и Николаеве. И вряд ли там набралось бы даже столько молодых активистов, сколько в Одессе.

Неудобная для пропагандистов с обеих сторон правда заключается в том, что этот мир населен не героями. Большинство населения Украины предпочитает до поры до времени скрывать свои политические симаптии, выжидая, кто победит. А потом просто ложится под сильнейшего, чтобы элементарно выжить. Белые? Ладно. Красные? Хорошо. Зеленые? Да и черт с ними, лишь бы не убивали. История этой земли полна была подобными примерами и в 1918-20, и в 1941-45 годах.

О чем это говорит? О том, что народ на Донбассе и даже в Одессе, где "все не однозначно", не менее, а то и более пассионарен, чем в Крыму. И что если бы Россия вошла туда, поддержка была бы там достаточно массовой. И референдумы там организовать было бы несложно, и массовые акции поддержки «вежливых людей» тоже. Мало того, огромные массы сидящих сегодня тихо обывателей с радостью примкнули бы к "освободителям" и принялись бы гнать в шею "бандеровцев".

Это убедительно доказывают и события в Антраците, где после прибытия подмоги из России народ повалил на передовую автобусами, и даже в казалось бы наглухо украинской Полтаве, где местный журналист, переодевшись «зеленым человечком», встретил на улицах понимание и поддержку. Мало того, не удивлюсь, если точно так же поведет себя значительная часть населения Украины западной, которая, надеюсь, никому в Москве не нужна даже в страшном сне.

Тогда почему же Путин ввел войска в Крым, а Юго-Восток - фактически бросил, признав вчера целесообразность проведения украинских выборов и попросив перенести референдум?
Ответа нет. Ясно лишь, что Путин зашел в Крым не потому, что там этого хотели больше. И не заходит на материковый Юго-Восток Украины не потому, что там этого хотят меньше. Истинные мотивы президента РФ находятся за рамками его риторики о «защите русских». И в этом смысле мне кажется разумной позиция одного из лидеров "Донецкой республики". На вопрос, нравится ли ему Путин, тот ответил: «Он мне нравится ровно до тех пор, пока его интересы совпадают с моими».

Виктор Ядуха