Posted 17 июня 2014,, 10:25

Published 17 июня 2014,, 10:25

Modified 31 марта, 13:05

Updated 31 марта, 13:05

Как днепропетровцы стали украинцами

17 июня 2014, 10:25
Днепропетровск в одночасье стал островком и символом стабильности на востоке Украины. А кроме того - еще и городом практически поголовной «добровольной украинизации». Причины очевидны: губернатор Коломойский и ужасы войны.

Русскоязычный Днепропетровск к остальной Украине всегда относился "ровно", то есть с безразличием. Никто из местных политиков никогда не нагнетал антиукраинскую истерию, но и взлета украинского патриотизма здесь не отмечалось. Еще в феврале тысячи днепропетровцев, подобно дончанам и харьковчанам, собирались на антимайданы.

Все изменилось в марте, когда губернатором области стал местный промышленный магнат Игорь Коломойский, а его заместителем - совладелец крупнейшего в городе торгового центра "Пассаж" Борис Филатов. Кстати, в последние дни президентства Януковича, когда Филатов находился за пределами Украины, власти по-быстрому состряпали против бизнесмена уголовное дело за то, что в "Пассаже" в разгар противостояний на Майдане вместо традиционной рекламы на большом экране внутри ТЦ стали неожиданно транслировать "5 канал".

Когда бизнесмены пришли к власти, они тут же подавили в городе "сепаратистский шабаш", сформировали первые отряды самообороны Днепропетровска, которые патрулировали улицы вместе с местными милиционерами. Правоохранителей Коломойский тоже сразу сумел взять под контроль. Губернатор Донецкой области Сергей Тарута, будто бы оправдываясь, даже говорил журналистам, что Коломойскому легче, поскольку его область не граничит с Россией.

Бизнесмены из Донецка уже массово перерегистрируют свои активы в Днепропетровске. Сюда же бегут от войны и тысячи жителей Донбасса. Понятно, что эти беженцы сторонниками самопровозглашенных республик в массе своей не являются и потому завидуют местным: "Их уберегли от войны, вовремя им внушили в голову правильную мысль, что просто так, как Крым, Украина восточные регионы не отдаст. И днепропетровцы сейчас - самые счастливые люди в Украине", - говорит 37-летний житель Мариуполя Олег, который уже две недели живет в Днепропетровске, с ужасом наблюдая по телевизору, что происходит в его родном городе.

Впрочем, он же признает, что его земляки в большинстве своем сегодня не на стороне «самых счастливых людей»: "Да, за ДНР воюет очень много чеченцев и других россиян. Если бы настроения у мариупольцев были как у днепровцев, мы бы эту нечисть прогнали без всяких АТО. Но это не так. Донбасс ненавидит Украину. И чем дальше, тем ненавидит ее все больше. А тут люди в "вышиванках" за рулем ездят», - говорит Олег.

То есть, если ездят в вышиванках, значит считают себя украинцами. Кстати, местные продавцы рассказывают, что в городе практически нигде уже невозможно купить эту самую вышиванку - национальную украинскую рубаху или платье. Их разбирают сразу после появления в магазинах, несмотря на то, что цены на них, по украинским меркам, немалые - $80-120. Многие домохозяйки уже организовали бизнес: делают вышиванки на дому, а продают через сайты объявлений и "ВКонтакте". Готовый товар, рассказывают, не задерживается дольше чем на два-три дня.

Действительно, у всех, кто бывал в Днепропетровске в последнее время, складывается впечатление, что этот город «влюбился» в Украину. Люди ходят на улицах со связками синих и желтых шариков, разрисовывают в цвета национального флага зеркала и капоты автомобилей. Как минимум на каждом четвертом авто в городе - украинские флажки, причем как снаружи, так и внутри. Здесь же родилось новое для Украины явление - автовышиванка. Это наклейки с украинским национальным орнаментом, которые клеят ровно посередине капота, крыши и багажника.

Примечательно, что вся эта волна патриотизма не сделала днепропетровцев украиноязычными. Здесь как и прежде украинская речь явление исключительно редкое. Никакого идеологического конфликта местные жители в этом не видят. "Я говорю на русском, но я украинец. Быть украинцем - это значит ощущать целостность страны от Львова до Донбасса, а не говорить на украинском языке. Украинцы разные, но мы любим свою страну одинаково за одинаковые вещи - за нашу свободу, которую пытались отобрать сначала Янукович, а затем Путин, за нашу человечность и за нашу способность любить", - весьма поэтично объясняет свою позицию корреспонденту "Росбалта" 37-летний предприниматель Максим.

Друг Максима Борис провел десять лет в Москве и говорит, что ему есть с чем сравнивать. "В Москве легко зарабатывать, но невозможно жить. Там к тебе отношение всегда презрительное, тебя за человека не считает каждый, у кого больше денег. У украинцев этого нет. Мы помогаем друг другу, общаемся больше друг с другом. Я буду делать все для того, чтобы у нас тут никогда не было и духа российского", - заключает он.

"Такое ощущение, что Днепр впервые влюбился, по-настоящему влюбился. Ощутил так сказать, как приятно любить свою страну. Все гораздо проще становится. Новое чувство для города. Удивительное. Впервые он вкушает нематериальные ценности и, видимо, испытывает шок в стиле "как же я жил без тебя все эти годы?, - делится своими впечатлениями от посещения Днепропетровска киевская журналистка Александра Ковалева. - Все с флажками. Все такое украинское. Девочки какие-то в вышиванках ходят, пергидрольные, на каблах и в вышиванках - в Днепропетровске! Это победа, я считаю. Если уж розовые блондиночки, то все".

Действительно, внешнее проявление патриотических чувств в городе повсюду. Даже бабушки, продающие на рынках клубнику и черешню, вставляют украинские флажки в коробки с ягодами. Их - что флажки, что черешню - продают в городе везде.

Хотя моду на украинскость здесь задали власти - в первые же дни после назначения на должность Коломойского сотни трамваев и автобусов в городе раскрасили в желто-синие цвета - но ее тут же подхватили и горожане, покупавшие за свой счет краску, раскрашивая ею бордюры и бетонные плиты на перекрестках и набережной.

Сами они говорят, что во многом это происходит и из-за того, что люди, услышав от беженцев и раненых про ужасы войны, стали «поддерживать мир». "К Киеву и Майдану у многих были претензии. Но мир - важнее всего. Мы не хотим, чтобы возле наших домов стреляли", - можно сказать, подводит итог всему мною услышанному 42-летний сантехник Сергей.

Валентин Мальцев