Posted 29 июня 2016,, 12:30

Published 29 июня 2016,, 12:30

Modified 31 марта, 02:49

Updated 31 марта, 02:49

Турция открывается

29 июня 2016, 12:30
Российские власти снимают «туристическое» эмбарго с Турции, несмотря на теракт в Стамбуле. По мнению экспертов, чартерное авиасообщение между странами может быть возобновлено в течение месяца.

— С какой целью летите в Турцию?

— Отдых.

— На какой срок?

— Две недели.

Шлеп — штемпель нашего пограничника в «Домодедово» после совсем краткого «допроса» разрешает мне без особых проволочек отправиться в Стамбул. Правда, было это в середине июня — еще до «извинений» Эрдогана и, конечно же, до теракта в аэропорту имени Ататюрка.

Кстати, во вторник, после возвращения в Москву — примерно за семь часов до взрывов в Стамбуле — вопрос «А что вы там делали?» также задавался. Мне — кажется, просто формально. А вот «интурист» совершенно европейской внешности, прилично говорящий по-русски, проходивший границу по соседству, попал под раздачу.

— Откуда летите?

— Из Израиля.

— А это что у вас? Вот — посадочный талон, из вашего же паспорта выпал. Так вы же из Стамбула летели, а говорите, что из Израиля.

— У меня был транзит, там билет дешевле получался…

В общем, гостя Москвы поучили отвечать на вопросы правильно и в итоге пропустили, но очевидно, что определенный «особый режим» в пересечении этой виртуальной российско-турецкой границы был — и это еще до вчерашней трагедии в Стамбуле.

Мои знакомые, также летавшие в Турцию, утверждали, что их еще и дополнительно предупреждали о том, что в эту страну летать не совсем безопасно, другие же говорили, что их не спрашивали вообще ни о чем. В свою очередь, турецкие коллеги наших «зеленых фуражек», разумеется, вопросов типа «А оно вам надо?» не задают.

Будут ли задаваться какие-то дополнительные вопросы теперь, станут ли российские пограничники «запугивать», то есть предупреждать, наших туристов — скоро увидим. Как и то, как повлияет трагедия в Ататюрке на численность и без того упавшего на порядок турпотока из РФ.

Ну, вот, например, моя знакомая, постоянно проживающая в курортной Алании, рассказала, что после взрыва в январе на стамбульской трамвайной остановке, в результате которого погибло более 10 немцев, число запросов от граждан Германии о бронировании номеров в одном из известных отелей этого региона сразу же упало на четверть. Согласно данным по всей Турции, число немецких туристов и вовсе уменьшилось на 45%. Хотя, казалось бы, где этот самый стамбульский трамвай и где Алания. О террористах в солнечной Большой Анталье, слава богу, пока не слышно, а местные хором утверждают, что «у нас такое просто невозможно», однако на психику, согласитесь, давит.

Тут сошлюсь, пожалуй, и на собственные ощущения. В прошлом году я задержался в Стамбуле в ожидании рейса на несколько часов, и чтобы просто не сидеть в аэропорту, отправился в центр проехаться на красном турбасе по главным достопримечательностям. А вот теперь, когда только что вот такое произошло, хочется вам гулять по Стамбулу? Нет, наверняка, и сейчас не стал бы отсиживаться в терминале — в конце концов, вероятность встречи с террористами куда меньше, чем с автомобилем с неисправными тормозами, но поневоле любой встреченный по дороге бородач в такой ситуации будет смотреться как-то иначе и действовать на нервы.

Впрочем, если сам Стамбул, к сожалению, не может считаться самым безопасным городом, то турецкие аэропорты, как уверяют, вторые в мире после израильских по эффективности работы соответствующих служб, а потому теракты на борту самолетов или внутри терминала, вроде бы, должны быть практически исключены, а уж есть ли способы, «не разрешающие» террористам-смертникам взрываться у входа в аэропорт, право же — не знаю. Ну, а теперь о том, как (до вчерашнего дня, во всяком случае) работали турецкие воздушные секьюрити.

Пожилую турчанку, сидящую в инвалидном кресле, «тактильно» досматривает сотрудница СБ — а вдруг что.

Маленьких детишек, «пикающих» на рамке, чтобы убедиться, что на них не надето чего-то «запрещенного», заставляют пройти через нее еще раз. «Фонящих» уже непонятно чем взрослых тактично ощупывают. Так было и в малюсеньком, «деревенском» аэропорту в Гази Паше (там еще и автоматчик на въезде перед шлагбаумом), и в 18-м в Европе по пассажиропотоку стамбульском Сабиха Гекчен.

Моего сына каждый раз заставляют вытащить из ручной клади и включить планшет. Как и у нас, «свои» жидкости объемом более 100 мл на борт проносить запрещается, и это правило вообще-то соблюдается — все, кроме детского питания и лекарств, безжалостно выбрасывается в контейнеры. В общем, все, кажется, всерьез — не «для галочки».

В том же Гази Паша всех пассажиров, во всяком случае, международных рейсов, обязывают после прилета пропускать полученный багаж через сканер. Что уж там ищут — не знаю. Вряд ли только контрабанду.

Кстати, по поводу «контрабанды»: непосредственная свидетельница произошедшего поведала, как российский гражданин в ручной клади пытался провезти с собой в Турцию 15 (!) бутылок очень горячительного напитка отечественного производства. Понять его можно — спиртное в Турции достаточно дорогое, в дьюти-фри много не возьмешь, алкоголя крепостью свыше 22% можно ввозить не более трех литров, а душа требует, национальные традиции опять же. И ведь провез! Правда, после длительных переговоров. Но тут все же речь точно не идет о той расхлябанности, что царила в Египте, где, как утверждалось, «договориться» можно было вообще о чем угодно, а может наш соотечественник и вовсе пошлину заплатил.

Но вернемся к тому, к чему может привести вчерашний теракт в Стамбуле. Буквально за день до этого, после «извинений» президента Турции по поводу сбитого Су-24, многие жители Алании, «кормящиеся на туристах», — а это не только сотрудники отелей, но и владельцы магазинов, ресторанов, автопроката, организаторы всяческих джип-сафари, арендаторы пляжей и прочие, и прочие — искренне радовались: теперь-то все наладится! Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина также отметила, что «если запрет на продажу путевок в Турцию все же отменят, турфирмы будут в восторге».

Правда, запрет этот официально был введен по соображениям безопасности, именно в связи с участившимися терактами. Но Ирина Тюрина надеется, что при рассмотрении этого вопроса будет принято во внимание, что теракты происходили не в курортных зонах. На возобновление же чартерного сообщения, считает представитель РСТ, понадобится месяц. Конечно, летний сезон полноценным уже не получится, большинство российских отпускников, ориентировавшиеся раньше на Турцию, свои планы поменяли, но какую-то «инъекцию» турецкая туриндустрия еще может успеть получить. Без нее же тысячи и тысячи занятых в этой сфере людей рискуют не «перезимовать».

Уже сегодня в относительно благополучной Алании (говорят, что, скажем, в Кемере дела гораздо хуже) большинство отелей, в основном «низкозвездных», закрыты. Соответственно — куда как меньше посетителей в ресторанах и, тем более, в магазинах.

Правда, есть мнение, что такая ситуация чуть ли не к лучшему: «гадюшники» закроются, выживут сильнейшие и все будет еще лучше, чем было раньше. Только это «лучше» — смотря для кого. Например, сейчас в Алании и окрестностях для тех, кто уже тут, хуже точно не стало: народу гораздо меньше, по улицам ходить не мешают, под ногами те, что раньше останавливались в «трехвездниках», не путаются. Но ведь кому-то нужен именно отдых за 50-60 долларов в сутки на двоих, и таких «экономных» едва ли не большинство.

Но более подробно на тему «Как отдыхается в Турции сегодня» поговорим в другой раз. Сегодня отметим только, что отношение к нам, россиянам, в худшую сторону там точно не изменилось, осталось теплым и сердечным. И не только потому, что мы для турок «кормильцы» и «клиенты». Хотя и это тоже, конечно.

Ну, а сегодня, наверное, очень многие жители курортных зон Турции будут внимательно слушать, что им «скажут по телевизору» по поводу состоявшегося наконец-то телефонного разговора между Эрдоганом и Путиным, которые договорились о том, что турецкий маршрут для россиян вновь открыт.

Александр Кривенков