Posted 25 июля 2016,, 16:30

Published 25 июля 2016,, 16:30

Modified 31 января, 11:12

Updated 31 января, 11:12

Каспийский «оазис» на пороховой бочке

25 июля 2016, 16:30
В Азербайджане хотят отменить возрастной ценз для кандидатов в президенты. Многие считают, что так клан Алиевых может «приватизировать власть».

Азербайджан принято считать едва ли не самым стабильным государством Южного Кавказа и Каспийского региона. Но Казахстан тоже имел такой имидж, однако последние события в этой республике говорят о том, что и она совершенно не защищена от «цветных» переворотов и террористических атак, которые в одночасье могут перекинуться на всю Центральную Азию. Думается, что Азербайджан, вернее, тем более — он, уже не гарантирован от попыток разного рода беспорядков в силу своего геополитического статуса, и, как это ни парадоксально, личности возглавляющего республику Ильхама Алиева.

Этот «крепкий орешек» уже неоднократно пытались расколоть, но пока безрезультатно. Впрочем, против лома прием все же есть — другой лом, и именно эта аксиома сейчас опасна для Азербайджана, как никогда раньше: в Турции, имеющей с Баку стратегические отношения, чуть было не произошел военный переворот, и ситуация в этой стране не дает оснований думать, что обстановка здесь стабилизируется надолго. В Армении «майданят» то по одному, то по другому поводу, и местная власть, похоже, трещит по швам. О Казахстане было сказано выше. Относительно спокойно в Грузии, — впрочем, неизвестно, во что выльются здесь предстоящие осенью парламентские выборы.

Словом, азербайджанская власть сейчас ходит под «дамокловым мечом» и копирует, хоть и в гораздо меньших масштабах, действия Турции. Просто Алиев несколько опередил Эрдогана, произведя «чистку» в министерстве национальной безопасности и других государственных учреждениях. Теперь в Азербайджане, как некогда, снова закрывают неугодные СМИ, но уже не потому, что они критикуют местные власти, а потому, что «неверно» освещают события в Турции. Закрываются и другие структуры, так или иначе ассоциируемые с проживающим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом — Эрдоган считает его своим врагом, требует от Штатов его выдачи, и сейчас в Турции проходят массовые аресты сторонников проповедника, которому инкриминируют причастность к попытке военного переворота.

В общем, события у соседей, угрожающие действующему государственному строю, вполне могут перекинуться на весь регион и устроить в нем настоящий пожар, на пепелище которого вряд ли скоро вырастет полноценная государственность, развитая экономика, относительное благоденствие.

Многие говорят, что хуже режима Алиева для Азербайджана уже ничего не может быть. Действительно, если ситуация в республике сложная, однако далеко небезнадежная в смысле экономики, то положение со свободой слова и демократией здесь в «евростандарты» точно не укладывается. Можно по-разному относиться к неправительственным организациям США, но, судя по всему, результаты недавнего исследование американского НПО IREX достаточно объективно показывают реальное положение дел в СМИ Азербайджана.

По данным этой организации, большинство средств массовой информации находятся здесь под прямым контролем правительства или отдельных высокопоставленных провластных лиц, поэтому появление критических материалов в них невозможно. Иностранное финансирование СМИ тоже запрещено, соответственно, в качестве независимых субъектов они прекращают или приостанавливают свою деятельность в Азербайджане.

Еще один штрих, касающийся СМИ. Правозащитная организация «Репортеры без границ» обнародовала доклад «Всемирный индекс свободы прессы — 2015», согласно которому Азербайджан вышел на 160-е место из 180 стран-участниц рейтинга. Для сравнения: соседние государства — Армения и Грузия — заняли 78-е и 84-е места соответственно.

С одной стороны, ситуация, навязанная азербайджанским СМИ властью, может быть оправдана тем, что именно с помощью них и НПО начинают мутить воду «революционно настроенные элементы». С другой стороны, многим в Азербайджане, не помышляющим о свержении конституционного строя, такое положение дел не нравится: они считают, что свобода информации и слова должна существовать, а к кому прислушиваться и кому верить — это уже личное дело каждого. И если власти боятся свободы слова, это говорит об их слабости, ограниченности и нарушении конституционных прав граждан.

Считается, что «простому народу», главным образом, нужны «хлеб и зрелища», да побольше. Но с «хлебом», то есть с достатком, у этих самых простых азербайджанцев стало гораздо хуже в связи с обвалом цен на нефть и резкой девальвацией национальной валюты — маната. Люди попытались выйти на улицу в знак протеста против спада экономики, повышения цен и все большего снижения уровня жизни, но спецназ не дал им развернуться — их разогнали водометами и слезоточивым газом. Взамен, однако, практически ничего не предложили — вернее, повысили тарифы на электроэнергию и воду, в результате чего в республике значительно подорожали продукты питания.

С другой стороны, Азербайджан, несмотря на все его внешние и внутренние проблемы, остается страной, привлекательной для инвесторов, а это сулит пополнение казны и создание новых рабочих мест. Сколько сейчас в республике безработных, никто толком не знает, однако совершенно точно, что их гораздо больше, чем до окончания эры нефтяного благоденствия. Хотя, как сообщил президент Алиев на недавнем заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития республики в первой половине текущего года, в указанный период инвестиции в экономику Азербайджана составили 6,3 миллиарда долларов, и создано 78 тысяч новых рабочих мест.

Нынешний год президент Азербайджана назвал годом углубления экономических реформ, сделал акцент на необходимости замещения импорта местной продукцией и заявил о необходимости уделить больше внимания развитию малого и среднего бизнеса. Надеется он и на развитие индустрии туризма в Азербайджане. Алиев не скрыл, что в первом полугодии в целом наблюдался спад производства ВВП, но вместе с тем рост отмечен в агропромышленном комплексе и нефтяной промышленности.

Первое полугодие сводный бюджет Азербайджан закрыл с профицитом в 1036,6 миллиона манатов (около $660 млн) — таковые данные министерства финансов страны. Налоговые поступления на 2% превысили прогнозируемый уровень, и их большая часть пришлась на нефтяной сектор, выдавший налогов на 10,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Особо отметим, что, по официальным данным, 43,3% бюджетных расходов пришлись на зарплаты, пенсии, социальные пособия и нужды здравоохранения. Не поскупился бюджет и на строительство инфраструктурных объектов.

Вместе с тем азербайджанские эксперты озабочены состоянием банковского сектора страны, находящегося в откровенной стагнации. Как пишет местное издание Haqqin.az, «ни введение плавающего обменного курса, ни деятельность вновь созданной Палаты по надзору за финансовым рынком …. не смогли оказать существенного влияния на оживление финансового рынка страны и ее банковской системы», и банковское кредитование падает с каждым месяцем. Банки, »… вместо увеличения кредитования экономики, занимаются лишь изъятием из экономики своих кредитов, выданных ранее».

Как отмечает издание, кредитование и операции по обмену валюты являются основным доходом азербайджанских банков, но за пять месяцев текущего года объем валютных операций в долларах сократился в три раза, а продажа долларов США — в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не вдаваясь в другие подробности, приведем вывод аналитиков вышеуказанного источника: «Невооруженным глазом видно, что состояние азербайджанских банков катастрофическое, доходы мизерные, так долго прожить они не смогут». Соответственно, сильно хромает и реальный сектор экономики. Естественно, все это отражается на житье-бытье простых людей.

Но все же говорить о том, что социально-экономическое недовольство азербайджанского населения может перерасти, без внешней помощи, в мощный политический протест, вряд ли было бы верно. В Азербайджане сейчас нет серьезной оппозиционной силы (ей здесь «дальновидно» не дали поднять голову), способной заменить режим Алиева, у которого все же есть прочная поддержка значительной части населения. Многие боятся остаться без действующего президента — «за Алиевым» им как-то спокойнее. Все это смахивает на «единоличную монархию», однако не стоит забывать, что «Восток есть Восток». Азербайджан — хоть и светская страна, но европейский стиль управления государством многим здесь чужд. Возможно, благодаря этому семья Алиевых долго правит и еще будет править в республике, если экономическое положение выправится, а угроза «цветного» переворота ослабнет.

Но не будем забывать о том, что Азербайджан живет в условиях ухудшения международной обстановки и весьма странных отношений с Западом. В частности, в республике перекрыли кислород всем американским неправительственным организациям, подозревая их в подготовке «цветной» революции, и в Конгрессе США даже обсуждался вопрос введения санкций против Азербайджана — за нарушение прав человека. Однако сделано этого не было.

Тhe Washington Post (в переводе InoPressa) назвала три причины, по которым США не порвут отношения с Азербайджаном, несмотря на претензии, касающиеся прав человека. Во-первых, США тесно сотрудничают с Баку в области экономики и безопасности. В статье американского издания также сказано, что «Европейская инициатива стабильности, … мягкое отношение Запада к Азербайджану — это результат «икорной дипломатии» президента Алиева. А предлагаемые им «бесплатный проезд и роскошные подарки побуждают западную элиту игнорировать репрессивные меры его правительства».

В целом же «близкое партнерство с Азербайджаном более точно объясняется тремя важнейшими стратегическими факторами: важностью этой страны как энергетического передаточного пункта, объединяющего Центральную Азию с Европой; сопротивлением Алиева нарушению Россией суверенитета Грузии и Украины; солидарностью Азербайджана и США в борьбе против терроризма и шиитской радикализации». Ну и, конечно, большую роль играет то, что «Американские компании вложили существенные средства в развитие нефтегазовой отрасли на Каспии. Администрации Буша и Обамы считали постоянный расширенный поток энергоносителей из этого региона жизненно важным для геополитических интересов Америки, так как стабильное поступление энергоносителей из Каспийского моря уменьшает зависимость Европы от России и ограничивает влияние Ирана, тем самым делая союзников США сильнее их долгосрочных противников».

С вышесказанным можно согласиться лишь частично, поскольку «сопротивление Алиева нарушению Россией суверенитета Грузии и Украины» не ухудшило российско-азербайджанские отношения — для этого Алиев слишком прагматичен и дипломатичен, и вообще он повязан с РФ на многих «почвах», включая карабахское и армяно-азербайджанское урегулирование. Отсутствие последнего является потенциальным источником нестабильности в стране, выгодным Алиеву только с одной точки зрения: «если завтра война», а народ настроен революционно, он забудет про свои претензии к режиму и сплотится вокруг власти. Аналогично население поступит и в случае угрозы наступления на Азербайджан радикального ислама, с которым здесь борются не на жизнь, а насмерть — не исключено, что перегибая палку, и такое перегибание может привести к обратному результату.

Но, вероятно, для сохранения власти Алиев не станет разыгрывать карабахскую карту, поскольку, учитывая фактор России, она обречена на провал, а, значит, на проигрыш в войне, и сильное падение рейтинга президента Азербайджана. Вот тогда-то для внешних сил наступит самый подходящий момент для избавления от непокорного Алиева, не позволяющего им глубоко совать нос в дела своей страны.

В общем, те события, которые сейчас происходят в Азербайджане — то есть видимый и относительный внутриполитический штиль — напоминают турецкий «штиль», включая намерение Алиева изменить Конституцию, что многим в республике очень не нравится: оппоненты проекта Основного закона считают, что семья Алиевых ориентирована на пожизненное управление республикой.

В частности, при избрании президента предлагается исключить возрастное ограничение — в настоящее время главой государства может стать лицо не моложе 35 лет. Кроме того, увеличится срок президентских полномочий — с пяти до семи лет. Учитывая то, что следующие президентские выборы должны состояться в Азербайджане в 2018 году, и Алиев будет баллотироваться (собственно, кому еще, как не ему, это делать), то его президентский срок истечет в 2025 году. Как говорят в Азербайджане, к тому времени на пост президента сможет баллотироваться сын Ильхама Алиева — Гейдар, которому в 2025 году исполнится 28 лет. Уж не под него ли, задаются вопросом в Азербайджане, Ильхам Гейдарович меняет Конституцию и снимает возрастной ценз. Впрочем, баллотироваться в президенты могут и обе дочери президента.

Конституционные изменения, среди прочего, наделяют президента правом объявления внеочередных выборов. Предполагается также введение постов первого вице-президента и вице-президента; назначаться и освобождаться от должности они будут главой государства.

Сомнений в том, что конституционные изменения пройдут — нет: население будет выбирать наименьшее из двух зол, привычное, и, так сказать, «свое», хоть и не идеальное — в мире-то черт знает, что творится, достаточно кровавых событий на Ближнем Востоке и непонятной ситуации в Турции, с которой азербайджанцы связаны прочными узами. То есть, если народ накормят, он не станет ослаблять власть и смотреть в «лес».

Но что скажут иностранные «демократы»? Не вспомнят ли они про адресные и иные санкции против азербайджанских чиновников? Но если Запад станет слишком давить на Азербайджан, последний еще больше укрепит свои связи с «авторитарными» Россией и Турцией, а, может, и с Ираном, чего опасаются и Брюссель, и Вашингтон. Кстати, на прошлой неделе Алиев подписал указ о передаче для использования вооруженными силами Турции зданий и строений в военном городке «Гызыл Шярг» и терминала на военном аэродроме около Баку. Многие в Азербайджане, включая некоторые СМИ, сочли, что в республике обустраивается турецкая военная база, то есть страны — члена НАТО, в который Азербайджан, как известно, вступать не стремится.

Однако заместитель министра обороны Азербайджана, командующий ВВС генерал-лейтенант Рамиз Тахиров сообщил журналистам, что создание на территории республики военной базы какого-либо иностранного государства «не соответствует действительности». А по данным военного эксперта Узеира Джафарова (его цитирует РИА Новости), предоставление турецкой армии вышеуказанной инфраструктуры, равно, как «многочисленные азербайджано-турецкие совместные учения», являются «дополнительным сдерживающим фактором для недругов Баку».

Примечательно, что Россия никак не отреагировала на то, что на территории соседнего с ней Азербайджана размещается «база НАТО». Так что надо полагать, речь о базе все же не идет, и с большой долей вероятностью Баку и Анкара согласовали этот вопрос с Москвой — в аккурат к встрече президентов России и Турции.

Вообще похоже на то, что Азербайджан и Россия смотрят «одними глазами» на ближневосточную проблематику, и Алиев пока вполне устраивает Москву, и враждовать с ним она не станет. А это, в некотором роде, служит защитой для Азербайджана от «цветных» переворотов и террористических нападок.